с 25 — 31 октября 2019 г. Центр дизайна ARTPLAY (Малый зал)

Более 100 участников со всего Кавказа и заграницы.

Организаторы: Министерство по делам Северного Кавказа, ТАСС, Фонд Современного искусства Кавказа, Центр дизайна ARTPLAY

Эксперты: Виталий Пацюков, Лев Мелихов, Виктория Ханмагомедова, Василий Церетели 

Куратор: Заира Астемирова

1-ая Биеннале современного искусства Кавказа «В поисках идентичности» пройдет с 25 октября по 31 октября в Центре дизайна ARTPLAY и задумана как альтернативная площадка для свободного высказывания художников, работающих в контексте дискурса национальной культуры своих народов. Первая биеннале посвящена исследованию темы современного кавказского искусства, составлению картографии текущей ситуации. Её главная цель – продемонстрировать истинную картину современного художественного процесса в Северо-Кавказском регионе, его своеобразие. В проекте примут участие более ста северо-кавказских художников разных направлений и поколений, приверженцев традиций и радикалов, художников диаспоры и зарубежных участников. Будет представлено более 500 произведений. Биеннале, помимо представления многообразия художественных практик, задумана как пространство для сложных и бескомпромиссных дискуссий о перспективах развития современного искусства Северного Кавказа.

«Эта Биеннале предстаёт как лаборатория художественного экспериментирования, как дерзкий посыл в искусство будущего или как полная энтузиазма попытка сделать искусство отправным пунктом для интерпретации происходящих в мире и Кавказском регионе событий, трансформаций в обществе», — отмечает один из экспертов проекта, искусствовед, Виктория Хан-Магомедова.

Речь не идет о кавказском искусстве, как этнической принадлежности авторов, географической привязке к территории Кавказа или тематике произведений. «Термином кавказское я обозначила обширный диапазон художников, работающих с темой Кавказа по всему миру, — говорит куратор проекта Заира Астемирова. — Но акцент поставлен на республиках Северного Кавказа в составе России, как зоне ответственности».

В первые в контексте термина «Северо-кавказский modern art» будут представлены художники с мировой славой такие, как Адиль Астемиров, Ирина Гусейнова, Андрей Колкутин, Руслан Цримов, Ярослав Бройтман, Тимур Сулейманов и др. В свое время, объединённые творческими поисками в русле авангарда советской эпохи. Чье творчество по мнению экспертов должно стать фундаментом для становления современного искусства в регионе.

В диалог с авангардным искусством вступает классическая живопись и графика, в лучших традициях русской академической школы, представленная такими художниками, как Рустам Яхиханов, Вадим Каджаев, Марат Кесаев и другие. В этом плане реалистическую линию продолжают в экспозиции графические работы махачкалинской школы графики, представленной такими художниками, как Юсуп Ханмагомедов, Магомед Даудов, Андрей Гончар и Этери Мусаева.

Будут представлены знаменитые осетинские скульпторы Лазарь Гадаев (посмертно) и Георгий Сабеев, обыгрывающий в своем проекте тени.

Свои работы представят ингуши Дауд и Тимур Ахриевы, ныне живущие в США, Испании,  братья Кахадо (кабардинцы из США, работают с символикой и даже используют землю, привезенную из Кабардино-Балкарии в своих работах), черкешенка Зайны Эль Саид из Иордании, с уникальными коллажированными работами в формате видео зарисовок и компьютерной графики, дагестанцы Акай Акаев из Чехии, с инсталляцией посвященной Карлову мосту, Миро Каган из Франции с видео арт проектом, Патимат Сархан из Египта и молодой автор Макка Сотавова, чьи фэшн арт показы собирают стадионы в Бельгии.

В первые будут представлены работы молодых авторов из регионов, таких как Айдемир Нехай (серия видео и фото о жизни молодежи в Нальчике), Артур Мижев (серия каллиграфических работ выполнена по мотивам карачаевских народных пословиц), Егор Овчинников (серия портретов), Динара Казакова (видео-инсталляция), Дана Абитова (серия графических портретов) и другие.

Традиционные ремесла в современной интерпретации представят авторы из Кабардино-Балкарии Милана Халилова (работает с войлоком и видеоартом), Руслан Мазлоев (работает с арджэном), Милана Хацукова (керамика), которые в рамках программы биеннале проведут авторские мастер классы. В формате современного концептуального ремесла работает и автор из Махачкалы — Закарья Закарьяев, который впервые в Москве покажет проект «Антропология денег» , над которым он работает с 2016 г. Автора, как и сотни лет тому назад дагестанских ювелиров, привлекает лаконичная и идеальная форма монеты, градация размеров, выбитый текст создает определенную фактуру. 

Экспозицию дополнят фотографы кавказского происхождения, в первые в таком контексте предстанет творчество легендарного московского фотографа Льва Мелихова. На выставке будут представлены работы фотохудожников из Дагестана, ныне живущих в Израиле — Даниэля Гентелева и Рустама Байрамова. Проект #FollowMeTo, который был создан Мурадом и Натальей Османн, также впервые примет участие в художественной выставке.

Специально для биеннале на площадке будут создаваться инсталляции, стоит отметит осетинского художника Темболата Гугкаева, который создаст инсталляцию по мотивам мемориала, установленного в Турции, и посвященного памяти жертв бесланской трагедии — рассказ о трёх днях, навсегда изменивших жизнь народа Осетии.

Также на территории ARTPLAY появится граффити художника Руслана ØDÎNTRÏ Магомедова. Автор в своем творчестве переосмысляет совремнное граффити в формате традиционной каллиграфии, которую он изучал в родном селении в горах Дагестана.

В рамках биеннале также будет представлен ряд посмертных проектов и художников старшего поколения, воспитавших многих молодых авторов и задавших новые направления в развитие современного искусства Кавказа. Такой ход позволяет наглядно проследить линию преемственности, уловить тенденции становления национальных школ, в рамках отдельной республики.

В экспозиции представлены проекты: Фонда Горная Абхазия, Азербайджанской общины в Москве, частного собрания А.Н. Царукяна, галереи Эрзи и Art-Allon. Новой гранью исследования стало введение в общий контекст творчества художников

из диаспор в разных уголках мира (США, Испания, Франция, Германия, Израиль, Чехия, Бельгия, Египет, Иордания), работающих в ином культурном контексте, но сохраняющих свою этно-национальную идентичность.

Василий Церетели, Исполнительный директор Московского музея современного искусства: «Искусство Кавказа при всей его разнородности и индивидуальности объединяет общее начало, насыщенная история, уникальные традиции; все это не может не повлиять на тот живописный язык, которым искусно владеют кавказские художники. Состав участников Кавказской биеннале подтверждает тот факт, что кавказский регион богат на перспективных и талантливых художников. Я уверен, что Кавказская биеннале заинтересует и специалистов, и широкого зрителя, и будет способствовать созданию нового художественного сообщества и объединению культур, ведь искусство не имеет территориальных границ».

Организаторы обещают представить максимально широкий срез, охватывающий разные поколения художников — от классиков до дебютных  проектов. В этом плане, 1-ая Биеннале современного искусства Кавказа абсолютно уникальный выставочный проект, который впервые в истории представит на одной площадке творчество более сотни кавказских художников из всех республик Северного Кавказа, стран Закавказья и из-за рубежа.«Важно, что биеннале своим появлением впервые вводит термин кавказское современное искусство в международный культурный контекст, —  отмечает Астемирова. — Термин, обозначающий пласт искусства, сохраняющий этно-культурное наследие региона, апеллируя фундаментальными идентификаторами кавказской культуры (язык, земля, историческая память, традиции и т.д., как уникального явления мирового значения, и неотъемлемой части современного искусства России».

Концепцией 1-ой Кавказской биеннале, строго говоря, является ее отсутствие. Цель проекта — решение вполне конкретных и давно назревших проблем современного искусства на Кавказе. Все они, в той или иной степени, связаны с отсутствием грамотной стратегии формирования современной культуры региона, на основе модернизации традиционного художественного наследия, и активной интеграции в общероссийский контекст. Особую актуальность приобретает вопрос постоянной коммуникации республиканских творческих элит, живого общения и обмена опытом, с целью объединения усилий в решении поставленных задач. «Однако, прежде чем начать выстраивать стратегические концептуальные постулаты, необходимо задать новую точку отсчета. Именно в этом, я, как куратор, увидела свою задачу, — говорит Астемирова. — Понять, что мы имеем здесь и сейчас».

Биеннале будет сопровождать музыкальная экспериментальная программа и мастер-классы на основе традиционных ремесел.

Виталий Пацюков, искусствовед, куратор:«Культура народов Кавказа живёт в уникальной неизбывности, постоянно окрашиваясь актуальными контекстами. Её образность открывает особую оптику, способную фиксировать самые разнообразные состояния нашей реальности и соединять их в магический кристалл универсального зрения. Синтетические формы культуры народов Кавказа не только возвращают нам память о детстве человечества, они обладают способностью гармонизировать неустойчивые равновесия нашей цивилизации, превращая свой опыт в подлинную историческую ценность. Этот опыт несёт в себе удивительный поэтически-эмоциональный смысл и глубокий философский инструментарий, открывающие порой незримые грани нашего мира, их проекции на наши чувства и общественные структуры. Искусство, рождённое этим опытом, обладает особой радикальностью, собирая в себе, аккумулируя древние формы художественного сознания и одновременно новейшие художественные стратегии. В последние десятилетия её представители не только появляются на самых престижных форумах современного искусства, таких как Венецианская биеннале, Стамбульская биеннале и Манифеста, но и получают на этих смотрах призы и дипломы лауреатов. Совершенно очевидно, что современная культура Кавказа должна обрести свой личный Форум, свой Центр осмысления актуальных художественных процессов, на арене которого она могла бы демонстрировать свой опыт и опыт других народов, осуществлять коммуникации с самыми различными художественными институциями и тем самым укреплять связи мировых сообществ и формы согласий между ними».

Выставка открыта ежедневно с 25 по 31 октября

Малый зал ARTPLAY (Нижняя Сыромятническая, 10, строение 7)

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter