Драма — самый распространенный кинематографический жанр. За основу драмы чаще всего берется конфликт: внутренний, межличностный, идеологический или военный. Неудивительно, что кавказские режиссеры преуспели именно в этом жанре. Мы предлагаем вашему вниманию подборку драматических фильмов о Кавказе, которые стоит посмотреть.
Покаяние
(Тенгиз Абуладзе, Грузия-Фильм, 1984)
Покаяние — последний фильм грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе. Этот фильм входит в режиссерскую трилогию вместе с картинами «Древо желания» и «Мольба». Все три картины заслуживают внимания, но апофеозом творчества Абуладзе, как это признал и сам режиссер, стало именно «Покаяние».
Действие фильма разворачивается в неназванном городе в XX веке. Главные действующие лица «Покаяния» — представители трех поколений одной семьи. Дед Варлам Аравидзе — глава безымянного города, тиран и убийца, приговоривший к смерти по ложным обвинениям много невинных людей; отец Авель Аравидзе — зажиточный чиновник, оправдывающий преступления Варлама после его смерти; сын Торнике Аравидзе — юноша, боготворивший деда. Торнике узнает правду о Варламе, и, не сумев добиться от Авеля признания преступности действий Варлама, кончает жизнь самоубийством. Лишь после смерти сына к Авелю приходит покаяние, и он отрекается от отца-тирана.
Этот фильм — исповедь и для самого Абуладзе. В этой картине режиссер рассказал зрителю о том, что давно тяготило его душу. Сразу после просмотра ленты становится ясно, что прототипом экранного тирана был Иосиф Сталин. Авель Аравидзе символизирует целое поколение людей, которые оправдывали преступления против народа, заявляли о необходимости репрессий в связи со сложной ситуацией в стране, а Торнике символизирует поколение людей, которые приняли истину и осознали, что ничем нельзя оправдать кровь невинных.
Фильм наполнен символизмом. Сцены сопровождаются произведениями композиторов-классиков, звучат стихотворения выдающих поэтов.
Чермен
(Николай Санишвили, Грузия-Фильм, 1970)
События фильма разворачиваются в Осетии начала XIX века. Главное действующее лицо — Чермен Тулатов, национальный герой Осетии, осетинский Робин Гуд. Будучи кавдасардом, незаконнорожденным сыном знатного землевладельца, он с малых лет пытался заслужить право считаться равным среди алдаров (аристократов). Но несмотря на мужество, честность, доброту и чувство справедливости, Чермен не может пересилить строгие адаты своего родного ущелья и остается для своей родни человеком второго сорта. Феодалы используют силу и грабят бедняков, богачи заставляют крестьян распахивать свою землю. Чермен бросает вызов алдарам и вступает с ними в противостояние, объявляя своей семье войну.
«Чермен» демонстрирует зрителю обычаи и нравы Осетии начала XIX века. Зритель знакомится с бытом осетин, живших в то непростое время. Основная сюжетная линия «Чермена» — борьба простого народа с феодалами, возглавляемыми дядей и двоюродным братом Чермена. В фильме присутствует не менее драматичная любовная линия. Чермен влюблен в красавицу Азау. Девушка отвечает герою взаимностью, но они не могут быть вместе, потому что Азау обещана Касаю, двоюродному брату Чермена. Пускай картина «Чермен» — романтизированная и приукрашенная версия народных сказаний, но она достоверно передает дух непростого времени.
Когда отзовется эхо
(Илес Татаев, Искандер Хамраев, Гостелерадио, 1989)
Чеченец Умар проходит всю Отечественную войну, выполняет свой долг перед Родиной и возвращается в родное селение. Фронтовик не находит в родном ауле никого кроме нескольких солдат и пьяного офицера, арестовывающего его. Позже Умар узнает, что его жена и маленькая дочка сосланы в Казахстан вместе с остальными жителями селения. Через некоторое время Умара отправляют туда же. Найдя односельчан и дочь, Умар узнает, что его жена умерла. Горец в одиночку растит дочь, прививая ей чувства честности и справедливости. Тяжелые испытания не озлобляют Умара, они лишь закаляют его характер. На своем примере он доказывает дочери, что ни при каких обстоятельствах человек не должен терять достоинство и поступать бесчестно, и Лейла во всем поступает как отец.
Фильм не оставит равнодушным никого: режиссеры сконцентрировали внимание не только на трагичной для чеченского народа теме депортации, но и на общечеловеческих ценностях и проблемах. Исполнитель главной роли Дагун Омаев гармоничен в образе фронтовика Умара. Что неудивительно, учитывая, что Омаев и его семья тоже были депортированы в Казахстан.
Цвет Граната (Саят Нова)
(Сергей Параджанов, Арменфильм, 1968)
Творчество Сергея Параджанова — искусство, не всегда поддающееся рациональному пониманию. Оно трансцендентно и уловимо только на чувственном уровне. Среди всех фильмов легендарного режиссера особняком стоит «Цвет граната». Это картина о жизни армянского поэта Саят-Новы, но назвать ее биографической нельзя, как и нельзя назвать ее драмой. Серия миниатюр описывает не столько жизнь поэта, сколько внутренний мир на различных этапах его становления. Бедное детство, несчастная любовь к грузинской царевне, отрешение от мира и жизнь в монастыре, принесение себя в жертву — все это параджановская драма.
Сюжета в традиционном понимании в фильме нет, а смысл происходящего в отдельных сценах можно понять только по огромному числу символов. В «Цвете Граната» символ — основной выразитель смысла. А выразительности режиссер добивается за счет прекрасно подобранного музыкального сопровождения, завораживающей игры актеров и обилия декораций и цвета.
Кино-поэма — наверное, так можно охарактеризовать жанр «Цвета граната». Весь фильм — это череда сменяющих друг друга живописных, практически неподвижных полотен. Здесь нет ни поучительного сюжета, ни глубоких завуалированных подтекстов — есть красота и изящность, которые воспринимаются на чувственном уровне.
Расстанемся, пока хорошие
(Владимир Мотыль, Мосфильм, 1991)
Главный герой фильма — Баграт, человек, который ставит честь превыше всего. Он настоящий романтический герой: умный, сильный, смелый и справедливый. Баграт переносит множество страданий, потому что он не отступает перед лицом угрозы, никогда не отказывается от своих слов и не преступает законов чести.
Израненный Баграт произносит фразу: «Расстанемся, пока хорошие», когда хочет уйти от крестьян, спасших его жизнь. Эта короткая фраза передает всю суть фильма: мужчина, желая сохранить честь людям, в которых он не уверен и которые могут предать его, хочет уйти от крестьян и спасти их от позора.
Фильм будет интересен многим, ведь в нем воспеваются дружба, преданность, отвага, и поднимаются общечеловеческие проблемы: зависть, алчность и предательство. Картина снята по мотивам одной из новелл романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». В ней правдоподобно изображен быт и традиции Абхазии начала XX века.
Михаил Абоев
Комментарии pavelm