Драма — самый распространенный кинематографический жанр. За основу драмы чаще всего берется конфликт: внутренний, межличностный, идеологический или военный. Неудивительно, что кавказские режиссеры преуспели именно в этом жанре. Мы предлагаем вашему вниманию подборку драматических фильмов о Кавказе, которые стоит посмотреть.

1 copy
Покаяние
(Тенгиз Абуладзе, Грузия-Фильм, 1984)

 

Покаяние — последний фильм грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе. Этот фильм входит в режиссерскую трилогию вместе с картинами «Древо желания» и «Мольба». Все три картины заслуживают внимания, но апофеозом творчества Абуладзе, как это признал и сам режиссер, стало именно «Покаяние».

Действие фильма разворачивается в неназванном городе в XX веке. Главные действующие лица «Покаяния» — представители трех поколений одной семьи. Дед Варлам Аравидзе — глава безымянного города, тиран и убийца, приговоривший к смерти по ложным обвинениям много невинных людей; отец Авель Аравидзе — зажиточный чиновник, оправдывающий преступления Варлама после его смерти; сын Торнике Аравидзе — юноша, боготворивший деда. Торнике узнает правду о Варламе, и, не сумев добиться от Авеля признания преступности действий Варлама, кончает жизнь самоубийством. Лишь после смерти сына к Авелю приходит покаяние, и он отрекается от отца-тирана.

Этот фильм — исповедь и для самого Абуладзе. В этой картине режиссер рассказал зрителю о том, что давно тяготило его душу. Сразу после просмотра ленты становится ясно, что прототипом экранного тирана был Иосиф Сталин. Авель Аравидзе символизирует целое поколение людей, которые оправдывали преступления против народа, заявляли о необходимости репрессий в связи со сложной ситуацией в стране, а Торнике символизирует поколение людей, которые приняли истину и осознали, что ничем нельзя оправдать кровь невинных.

Фильм наполнен символизмом. Сцены сопровождаются произведениями композиторов-классиков, звучат стихотворения выдающих поэтов.

 

2 copy
Чермен
(Николай Санишвили, Грузия-Фильм, 1970)

События фильма разворачиваются в Осетии начала XIX века. Главное действующее лицо — Чермен Тулатов, национальный герой Осетии, осетинский Робин Гуд. Будучи кавдасардом, незаконнорожденным сыном знатного землевладельца, он с малых лет пытался заслужить право считаться равным среди алдаров (аристократов). Но несмотря на мужество, честность, доброту и чувство справедливости, Чермен не может пересилить строгие адаты своего родного ущелья и остается для своей родни человеком второго сорта. Феодалы используют силу и грабят бедняков, богачи заставляют крестьян распахивать свою землю. Чермен бросает вызов алдарам и вступает с ними в противостояние, объявляя своей семье войну.

«Чермен» демонстрирует зрителю обычаи и нравы Осетии начала XIX века. Зритель знакомится с бытом осетин, живших в то непростое время. Основная сюжетная линия «Чермена» — борьба простого народа с феодалами, возглавляемыми дядей и двоюродным братом Чермена. В фильме присутствует не менее драматичная любовная линия. Чермен влюблен в красавицу Азау. Девушка отвечает герою взаимностью, но они не могут быть вместе, потому что Азау обещана Касаю, двоюродному брату Чермена. Пускай картина «Чермен» — романтизированная и приукрашенная версия народных сказаний, но она достоверно передает дух непростого времени.

 

3 copy
Когда отзовется эхо
(Илес Татаев, Искандер Хамраев, Гостелерадио, 1989)

Чеченец Умар проходит всю Отечественную войну, выполняет свой долг перед Родиной и возвращается в родное селение. Фронтовик не находит в родном ауле никого кроме нескольких солдат и пьяного офицера, арестовывающего его. Позже Умар узнает, что его жена и маленькая дочка сосланы в Казахстан вместе с остальными жителями селения. Через некоторое время Умара отправляют туда же. Найдя односельчан и дочь, Умар узнает, что его жена умерла. Горец в одиночку растит дочь, прививая ей чувства честности и справедливости. Тяжелые испытания не озлобляют Умара, они лишь закаляют его характер. На своем примере он доказывает дочери, что ни при каких обстоятельствах человек не должен терять достоинство и поступать бесчестно, и Лейла во всем поступает как отец.

Фильм не оставит равнодушным никого: режиссеры сконцентрировали внимание не только на трагичной для чеченского народа теме депортации, но и на общечеловеческих ценностях и проблемах. Исполнитель главной роли Дагун Омаев гармоничен в образе фронтовика Умара. Что неудивительно, учитывая, что Омаев и его семья тоже были депортированы в Казахстан.

4 copy
Цвет Граната (Саят Нова)
(Сергей Параджанов, Арменфильм, 1968)

Творчество Сергея Параджанова — искусство, не всегда поддающееся рациональному пониманию. Оно трансцендентно и уловимо только на чувственном уровне. Среди всех фильмов легендарного режиссера особняком стоит «Цвет граната». Это картина о жизни армянского поэта Саят-Новы, но назвать ее биографической нельзя, как и нельзя назвать ее драмой. Серия миниатюр описывает не столько жизнь поэта, сколько внутренний мир на различных этапах его становления. Бедное детство, несчастная любовь к грузинской царевне, отрешение от мира и жизнь в монастыре, принесение себя в жертву — все это параджановская драма.

Сюжета в традиционном понимании в фильме нет, а смысл происходящего в отдельных сценах можно понять только по огромному числу символов. В «Цвете Граната» символ — основной выразитель смысла. А выразительности режиссер добивается за счет прекрасно подобранного музыкального сопровождения, завораживающей игры актеров и обилия декораций и цвета.

Кино-поэма — наверное, так можно охарактеризовать жанр «Цвета граната». Весь фильм — это череда сменяющих друг друга живописных, практически неподвижных полотен. Здесь нет ни поучительного сюжета, ни глубоких завуалированных подтекстов — есть красота и изящность, которые воспринимаются на чувственном уровне.

5 copy
Расстанемся, пока хорошие
(Владимир Мотыль, Мосфильм, 1991)

Главный герой фильма — Баграт, человек, который ставит честь превыше всего. Он настоящий романтический герой: умный, сильный, смелый и справедливый. Баграт переносит множество страданий, потому что он не отступает перед лицом угрозы, никогда не отказывается от своих слов и не преступает законов чести.

Израненный Баграт произносит фразу: «Расстанемся, пока хорошие», когда хочет уйти от крестьян, спасших его жизнь. Эта короткая фраза передает всю суть фильма: мужчина, желая сохранить честь людям, в которых он не уверен и которые могут предать его, хочет уйти от крестьян и спасти их от позора.

Фильм будет интересен многим, ведь в нем воспеваются дружба, преданность, отвага, и поднимаются общечеловеческие проблемы: зависть, алчность и предательство. Картина снята по мотивам одной из новелл романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». В ней правдоподобно изображен быт и традиции Абхазии начала XX века.

Михаил Абоев