Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Адаты, связанные с гостеприимством, — едва ли не самый важный аспект быта горцев. Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа, они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев. Но об истоках этих традиций знают немногие, а ведь гостеприимство — полноценный институт, формировавшийся веками под влиянием внешней среды.
Как все начиналось
Кавказ занимает выгодное для торговли географическое положение. Горы простираются от Черного моря на Северо-Западе до Каспийского моря на Юго-Востоке. Кавказ — естественная граница между Европой и Азией. На протяжении трех тысячелетий через Кавказ проходили торговые пути. Важным торговым пунктом долгое время был город Дербент. Автохтонные (коренные) народы, населявшие Кавказ, постоянно сталкивались с большим количеством чужеземцев.
Чужеземцы на Кавказе
К торговцам местные племена относились враждебно: часто караваны и купеческие корабли совершали грабительские набеги на поселения кавказцев. Кроме того, иноземцы были носителями чуждой горцам культуры, а представители закрытых обществ не очень радушно относились к постороннему вмешательству в их быт.
Торговцы становятся гостями
Со временем у торговцев, нуждавшихся в беспрепятственном преодолении неспокойных территорий, возникла необходимость в налаживании добрых отношений с коренными обитателями Кавказа. Попытки подкупа горцев не всегда приводили к действенным результатам, а платную охрану торговым караванам могли предложить на незначительную часть пути только в крупных поселениях. Больших успехов торговцы достигали, показывая жителям Кавказа чистоту и бескорыстность своих намерений. Для этого они становились гостями, оказывали хозяину дома честь, вверяя ему таким образом свою жизнь. Становясь гостем, торговец получал покровительство хозяина дома. В его стенах гость мог не опасаться за свою безопасность. Но гость, находясь под защитой хозяина дома, разделяя с ним кров и хлеб, не переставал быть чужаком. Человек из категории «свой», то есть член общины, никак не мог называться гостем. Слово «гость» даже было синонимом «чужака».
Соседство с воинственными народами
Особое значение для формирования института гостеприимства сыграло соседство кавказцев с воинственными народами. Представители одной народности, живущие в разных общинах, часто враждовали, и жители соседствующих селений рисковали жизнями. Когда путник пересекал недружественные земли и становился гостем у врага, он получал защиту до тех пор, пока он не покинет принимающий его дом.
Это не означало, что враг, побыв гостем, в одночасье станет другом. И люди, минутой ранее делившие кров и хлеб, могли поднять друг на друга оружие. Законы гостеприимства были превыше кровной мести, кровники забывали о вражде, находясь в доме у одного из них.
Влияние религии на адаты
С появлением на Кавказе авраамических религий адаты гостеприимства только окрепли. Наиболее распространенные на Кавказе христианство и ислам проповедуют гостеприимство как одну из добродетелей. Праведный христианин должен был разделить с гостем хлеб вне зависимости от его национальности, пола и вероисповедания. Прославлению гостеприимства посвящен и аят Корана: «…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:9). Существует старая осетинская поговорка: «Уазæг – Хуыцауы уазæг» (Гость — Божий гость). Таким образом на территории Кавказа под влиянием многих факторов сформировался прочный и долговечный институт гостеприимства.
Функции гостеприимства
Гостеприимство на Кавказе имело вполне прикладное, а не только символическое значение.
Развитие дипломатических отношений
Гость заводил знакомых на чужбине. Этот фактор позволял выстраивать социальные сети, необходимые для развития дипломатических отношений и торговли между соседствующими племенами.
Безопасность
Безопасность, обеспеченная чужаку местными жителями, помогала развиваться торговым маршрутам. Так, например, один из маршрутов Великого шелкового пути проходил по территории Северного Кавказа.
Культурный взаимообмен
Чужаки привозили с собой на Кавказ не только ценные товары, но и культурные знания, необходимые для комплексного развития общества. Пускай и не прямо, но гостеприимство сыграло свою роль в развитии народов Кавказа. Развивалось искусство, военное ремесло, наука, эволюционировали языки, обогащаясь заимствованными словами. Кавказские государства древнего мира и средневековья ни в чем не уступали в развитии передовым странам того времени.
Куначество
Не стоит путать гостеприимство и куначество. Эти культурные феномены имеют различия: институт куначества — это форма развития гостеприимства. Само слово «кунак» имеет тюркское происхождение и переводится как «гость».
Кунаками объявлялись двое мужчин, не приходящихся друг другу кровными родственниками и не состоящие в одной общине. Как правило, кунаками становились люди разных народностей. Кунаков можно было назвать побратимами — некровными братьями — настолько близкими были их отношения.
Обычай в своей последней форме активно практиковался на Кавказе с XIV–XV веков. Он способствовал развитию добрососедских отношений между кавказскими народами, развитию торговли и дипломатических связей. Необходимость в куначестве появилась у кавказских народов, оказывающихся во враждебной среде. Ведь хозяин дома отвечал за кунака не только в пределах своих имений — он должен был сопровождать последнего до следующего безопасного места — в этом принципиальное отличие собственно гостя от кунака. Кстати, куначество практиковалось не только у коренных кавказских народов, но и у казаков. У многих казаков в кунаках были осетины, грузины и черкесы. Немалую роль этот обычай сыграл во вступлении многих горцев в ряды Терского казачества.
Не каждый гость на Кавказе становился кунаком. Если горец предлагал гостю побрататься, это означало, что общество последнего ему очень приятно и что он ему всецело доверяет. Будущие кунаки давали друг другу клятву вечной дружбы, символически выпивали из одной посуды и дарили друг другу ценные подарки, которые подтверждали братские клятвы. Часто куначество имело многопоколенческий характер, кунаками часто были дети и внуки «гостя» и «хозяина».
Обязанности кунака
Кунак был обязан ценой своей жизни защищать побратима, он по первому зову должен был откликнуться на просьбу о помощи, кунак в любое время года и суток, вне зависимости от материального состояния и состояния здоровья, должен был принять брата в своем доме.
За насильственную смерть кунака мстили, как за смерть кровного родственника. Убийство кунака каралось по всей строгости, а за предательство побратима мужчину со всей семьей могли изгнать из общины. В видоизмененной форме куначество бытует на Кавказе и по сей день.
Проявление гостеприимства
У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт.
Обязанности хозяина
У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благополучие семье, прочно утвердилось в сознании горцев.
Хозяин не имел права отказать гостю в приюте
За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и мог быть изгнан из общины.
Гостю накрывали очень богатый стол
У многих северокавказских народов в честь приезда забивали животное, даже если в доме было свежее мясо.
Гостю всегда отводилась отдельная комната
Чем больше гостей принимал хозяин, тем выше был его социальный статус, ведь гость считался благодатью.
Не обижать гостя
Обидеть гостя считалось большим позором для хозяина дома. Он прилагал все усилия, чтобы обида прошла, и о ней не узнали члены общины.
Теплое прощание
Прощаясь с гостем, хозяин дома говорил ему теплые напутственные слова и приглашал в будущем погостить у него снова. Гость, в свою очередь, благодарил хозяина за радушный прием и желал ему благополучия и изобилия.
Обязанности гостя
Считать, что гость имел одни только права и при этом не имел обязанностей, неверно.
Гость обязан был оставаться на ночь в том доме, в который он попал изначально
Если даже чужак попадал в небогатый дом, где ему не могли предложить шикарных покоев, он должен был остаться. Если гость уходил из одного дома в другой, он мог сильно обидеть хозяина и стать его врагом.
Гость не должен был задерживаться в гостях надолго
Продолжительный визит мог быть очень обременительным для хозяев, хотя они никогда бы этого не сказали и не показали.
И не уходить слишком быстро
Этим гость рисковал обидеть хозяина. Путник мог оставаться в гостях три дня. Спустя три дня хозяин имел право поинтересоваться у него о продолжительности его визита.
Гость не должен был объедаться в гостях
Даже если гость был очень голодным, он должен был себя сдерживать. Чревоугодие на Кавказе считалось пороком. Хотя стол для гостя всегда изобиловал сытной едой.
Гость должен был избегать способов обидеть хозяина
Гость мог обидеть хозяина, отказавшись принимать его подарок, или же предложив ему плату за предоставление ночлега. Гостеприимство на Кавказе было абсолютно безвозмездным. Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. Хотя часто за радушие гость мог вручить хозяину какой-нибудь подарок в знак благодарности. Хозяин, принимая подарок, делал ответный жест своему гостю — таким образом гость и хозяин становились кунаками.
Кавказские традиции гостеприимства с течением времени претерпели значительные изменения, хотя до сих пор очень сильны. Каждый желающий сможет проверить это самостоятельно, посетив Кавказ.
Михаил Абоев
Комментарии pavelm