В Нью-Йорке, в Метрополитен музее, хранятся мраморные слепки рук двух выдающихся творцов России, внесших значительный вклад в мировую культуру. Первый слепок принадлежит композитору Сергею Рахманинову. Второй — художнику Халилбеку Мусаясулу, аварцу, уроженцу села Чох Гунибского района Республики Дагестан.
В далеком 1992 году на первом Конгрессе соотечественников в Махачкале известный дагестанский поэт и писатель Расул Гамзатов сказал:
«У нас в Дагестане был еще один Шамиль. Это Шамиль искусства, гениальный художник из селения Чох — Халилбек Мусаясул, чей прах покоится за океаном, под Нью-Йорком. И в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Иране, и в Турции, и в Америке его дагестанские картины получили всеобщее признание и восхищение его современников. Но у нас десятилетиями не только картинами, его талантом, его любовью и даже его именем не то чтобы восторгались, даже дорога к нему была закрыта».
Однажды встретившись с Мусаясулом в одной из своих многочисленных зарубежных поездок, писатель назвал художника «блудным сыном Дагестана» и неслучайно: личность Мусаясула, как и любого выдающегося человека, действительно вызывала противоречивые чувства у его современников. Творчество и судьба художника не могли оставить равнодушными тех, кто с ним сталкивался. Живя за границей, он спасал соотечественников из концлагерей во время войны и был лично знаком с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь. Он общался с Сергеем Есениным, Алексеем Толстым и Максимом Горьким и «свыше 20 лет на чужбине жил воспоминаниями». Шах Ирана Мухаммед Риза Пехлеви даровал ему титул и почетный герб дворянина, а Её Высочество Принцесса Египетская Милекки была влюблена в художника.
![Аварка из с. Чох, 1939](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/O896Z4hTY9o.jpg)
О творчестве аварского живописца писал и известный немецкий художественный критик доктор Шмельц:
«Мусаясул был единственным из тех, чьи яркие, тонко передающие настроение картины дышат почти без изъянов атмосферой его Родины. Из суровых скал проросли темноглазые женщины, подобные тропическим цветам: нежные и изящные, прекрасные и преданные, хрупкие, будто вот-вот переломятся в руках; привыкшие к борьбе, известные своей храбростью мужчины, которые не расставались с оружием во время мирных полевых работ».
!["Вечеринка"](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/Halilbeg-Musayasul--22Vecherinka-22-.jpg)
Будучи оторванным от Родины, Мусаясул всегда возвращался к ней в своих работах, прославляя красоту дагестанской природы и яркий характер народа. Его узнаваемый творческий метод, который можно назвать романтическим символизмом, был построен на воспоминаниях о родном Дагестане, где остались его детство и юность с их чистотой и возвышенными чувствами.
!["Мученик "](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/MaNexQOq7hY.jpg)
Для западного зрителя Дагестан всегда был загадкой и большой тайной. В произведениях художника его Родина предстает идеализированной, романтически-условной и прекрасной, где мужчины — идеал доблести, чести и отваги, а женщины — воплощение чистоты, кротости и преданности.
!["Горянка"](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/tAe65SaBSEk.jpg)
Творческий дар раскрылся в Халилбеке довольно рано: уже в 13 лет он точно знал, что станет художником и не выпускал из рук карандашей и красок. Учась в религиозной школе, а потом в Темир-Хан-Шуринском и Грозненском реальных училищах, он нередко испытывал трудности с творческим самовыражением по причине запрета изображения живых существ. Но недовольство окружающих не волновало художника, он продолжал творить.
![Чохинки](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/CHohinki.-Kartina-Halilbeka-Musayasul-.jpg)
После потери отца Халилбек остался на попечении старших братьев. Понимая, что мальчику необходимо учиться, в 1912 году его отправили в Тифлис, где он поступил в Тифлисское училище изящных искусств — филиал Петербургской академии художеств. Обучение он продолжил в Мюнхенской Королевской академии живописи, где его наставником стал известный художник-баталист Франц Рубо. Вернувшись на Родину, Мусаясул на протяжении 4 лет занимался художественной и просветительской деятельностью в Дагестане. В эти годы он впитывал в себя окружающую и стремительно меняющуюся жизнь дагестанцев, накапливал образы, детали народного быта. Поэтому произведения того периода реалистичны и этнографичны («Старик из Казикумуха», «Курд» , «Чохинка», «Ешар Бек из с. Чолахсу», «Портрет молодого человека», «Портрет девочки» , «Портрет горянки», «Портрет пожилой женщины»). В 1921 году Халилбек с большим трудом через Азербайджан, Грузию и Турцию добрался до Мюнхена, чтобы продолжить прерванную учебу в Королевской академии художеств. После окончания академии он просил разрешения остаться в Германии на двухгодичную стажировку, но получил отказ от Правительства СССР и с тех пор попал в немилость власти. В годы жизни в Европе Халилбек много путешествовал и писал. Особенно его привлекали страны, хотя бы отдаленно напоминавшие родной Дагестан: Испания, Италия, Швейцария. За рубежом его популярность росла, его произведения выставляли в музеях и галереях Парижа, Мадрида, Мюнхена. Тогда же Мусаясул вошел в круг выдающихся прогрессивных художников: Пикассо, Модильяни, Матисс, Рерих и др.
!["Закаталинка"](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/1291172189_zak.jpg)
Но Халилбека все так же продолжала мучить тоска по родной земле и по оставленным близким. Всем изображаемым им персонажам свойственна особая едва уловимая грусть в глазах. Его герои — это он сам, большую часть жизни проживший вне родины, с глубокой болью вспоминая о ней.
![Саадат (Счастье)](http://papahastories.ru/wp-content/uploads/2015/02/3P5Kv0CbmTU.jpg)
В Германии в 1940 г. Халилбек женился на баронессе Мелани Оливии Юлии фон Нагель — молодой, красивой и утонченной женщине. Ее образ стал одним из любимейших в живописи Мусаясула: удлиненный овал лица с большими грустными глазами угадывается в портретах многих других женщин. Красота Мелани стала эталоном, с которым он постоянно соотносил даже создаваемые им образы дагестанских красавиц.
После смерти Халилбека в 1949 году в США его жена писала:
«Халил был хорошим мусульманином, я была, я надеюсь, хорошей христианкой. И у нас был общий Бог — Бог сострадания и справедливости, и, особенно — красоты. А красота достигается только с помощью чувства родины и равновесия, которым обладал Халил. Он любил красоту, и красота окружала его повсюду».
Сабина Джафарова
Комментарии pavelm