Живописный Кавказ. «Le caucase pittoresque» — обзор иллюстрированных путевых заметок времен кавказской войны художника Григория Гагарина.
Григорий Гагарин (1810-1893) — художник-аристократ, изучал византийское искусство и архитектуру. Гагарин дружил с Лермонтовым, брал уроки живописи у Брюллова.
В 1840 он отправился в командировку на Кавказ как чиновник по особым поручениям. Там он собрал материалы для нескольких художественных альбомов, самым известным из которых стал «Живописный Кавказ».
В XVIII веке в Европе были популярны путевые зарисовки малоисследованных мест: это были Индия, Малая Азия и иные колониальные земли, именно в этом жанре сделан le Caucase Pittoresque. Альбом издавался постепенно с 1847 по 1857 год в Париже, совпадая по времени с кульминацией Кавказской войны.
Всего вышли около ста разных литографий (изображений на камне/металле, позволяющих сделать оттиск — прим. ред.), все они сопровождались комментариями на французском языке. Очень высокой была техника исполнения — десять французских художников делали литографии по зарисовкам Гагарина. Отличался альбом и разнообразием сюжетов.
Многие ожидали увидеть в «Живописном Кавказе» военные реалии, как у других художников, сформировавших образ Кавказа (М. Зичи, Т. Горшельт, Ф. Рубо), но им посвящены не более восьми работ.
Художник не игнорировал войну, он и сам принимал в ней участие и не раз упоминал в комментариях, но главной целью Гагарина было воплотить обаяние мирного Кавказа через пейзажи, бытовые сцены и архитектурные зарисовки.
Вот некоторые работы из альбома с комментариями.
…Хунзах — бывшая резиденция ханов Аварии в Северном Дагестане. Расположенный в центре горной страны с глубокими долинами, этот небольшой городок занимает дикое и грандиозное место. Упростив аппарат казни, эти князья отправляли осужденных на смерть с обрыва скалы. Прочитав им их приговор, палачу оставалось только вовремя пнуть его, а бездна заботилась обо всем остальном…
…Грузины, хотя и воинственные и привыкшие к войне, являются ценителями удовольствий… В садах, которые окружают Тифлис, на террасах, которые служат крышами для домов, вы видите группы молодых девушек и юношей, танцующих с живым воодушевлением…Пара отправляется в центр круга и начинает с медленных ритмичных пассов, перемежающихся изящными позами… Понемногу, и когда оркестр ускоряет процесс, танцоры оживают и танцуют всё энергичнее. Наконец, изнуренные, со сбитым дыханием, они возвращаются на свои места и касаются двух человек в кругу, которые по этому знаку должны немедленно заменить их.
Эти шумные удовольствия длятся долгие часы благодаря прохладным вечерам, которые так приятны после суровой жары дня.
Стены покрыты зеркалами, зеркала вырезаны, следуя капризной фантазии, и чередуются с цветами и арабесками.
(Сардарский Дворец — резиденция правителей Эриванского ханства (1747 — 1828) в Эриване. Сам дворец был полностью разрушен в 1914, сейчас на его месте находится винный завод «Арарат». — прим. ред.)
..Hayadères или публичные танцоры существовали с незапамятных времен в Персии и в провинциях, которые принадлежали этому королевству, но они не имеют сакрального характера и не привязаны к храмам, как в Индии.
Они не появляются в общественных местах, но богатые люди приглашают их, когда устраивают пышные праздники. Это очень дорогое удовольствие, баядеры не знают никакой другой валюты, кроме дукатов, которые они также используют в качестве украшений...
Чтение шариата — одно из основных занятий образованных людей. В живописных деревнях Дагестана вы часто видите в перистиле мечети, на крыше дома или на краю фонтана группу путешественников, сидящих в кругу вокруг старика, который делает чтение шариата, добавление объяснений и выводов применительно к некоторым современным событиям. Так формируются молодые последователи, готовые провозгласить войну за религию.
Под правлением королей Армении берега Севана были усеяны бесчисленными деревнями и красивыми церквями, руинами которых все еще можно любоваться. После стихийных бедствий население уменьшилось, и теперь там остались всего несколько татарских и армянских сёл.
В северной части озера, на небольшом острове, лежит древний монастырь, куда часто приезжают паломники.
Бакинский дворец, большая часть которого очень хорошо сохранилась, является образцом лучшего периода персидского стиля.
…Став столицей, Телави стал уездным городом, столицей Верхней Кахетии.
Жители строили свои дома на крутых склонах и легко защищались от нападений…
…Несколько домов в европейском стиле для размещения государственных служащих, грузинские хижины, разбросанные на склонах среди деревьев, несколько разрушенных башен и остатки дворца двенадцатого века – это элементы этого небольшого города, столь незначительного с муниципальной точки зрения, но такого интересного для художника. Поднимитесь на плоскую крышу первого попавшегося дома, и вы откроете для себя вид на зеленую Алазанскую долину, деревни, поля, виноградники и горную цепь со снежными вершинами на горизонте…
Кавказская война … это тема, о которой говорили снова и снова, и мы считаем, что у нас все хорошо, применяя это слово к общему и неизменному порядку вещей.
На Кавказе почти столько же войн, сколько и провинций; Здесь можно увидеть войну вторжений или набегов, войну в лесах, войну в горах и скалах, войну на борту или сражение на море. Из всех этих видов войн самым сложным и страшным, несомненно, является война в лесах.
Восточные христиане очень усердно выполняют свои религиозные обязанности, но там, как и в моей недоверчивой Европе, женщины по-прежнему преобладают в церквях.
Можно сказать, что грузинские и армянские женщины проводят треть своей жизни в церкви, треть — в бане, а остальные посвящают своим домашним занятиям. Особенно летом, женщины Тифлиса проводят в церкви восемь или десять часов подряд. Купив свечу и посетив службу, они собираются под портиком храма, на лестнице и на соседних террасах и проводят там день, весело беседуя, напевая и перекусывая тем, что принесли с собой.
«Чем более созерцал я восхитительную природу Кавказа, тем более его статные жители казались мне храбрыми, сметливыми и покорными, тем преступнее и ненавистнее казалось мне незаконное управление ими»
цитата из служебного рапорта Гагарина 1844 года
источники:
Государственная Публичная Историческая Библиотека России
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/21916-gagarin-g-g-le-caucase-pittoresque-illyustratsii-paris-1847
Научная работа Безгубовой А.А. Григорий Гагарин и его литографический альбом «LE CAUCASE PITTORESQUE»
Женя Гаврилова
Комментарии pavelm