Разбираемся, как в Азербайджан пришел джаз и смешался с национальными мотивами.
Что такое мугам?
Мугам — жанр азербайджанской традиционной музыки. Каждое произведение имеет название, определенный лад, единственную тональность и строится по строгим принципам. Исполнители мугама импровизируют, но по правилам. Для этого есть термин «Гезишме» – опевание диапазона звуков (ладов) в рамках дозволенного (буквально – «хождение»).
Классические мугамные инструменты: тар, кеманча и гавал (азербайджанский бубен).

Джаз в Азербайджане
В 1930-е годы композитор Тофик Кулиев и маэстро Ниязи, больше известные как исполнители симфонического мугама, экспериментировали с поиском нового звука. В то время до Азербайджана дошел набиравший популярность во всем мире джаз.
В 1939 году Тофик и Ниязи организовали Государственный Джазовый Оркестр: три трубы, три тромбона, пять саксофонов, рояль, гитара и ударник. Тогда же оркестр исполнил импровизацию на саксофоне — мугам «Чергях».
Другие имена из этого этапа азербайджанского джаза: Пярвиз Рустамбеков, Рашид Бейбутов, квартет «Гая», Тофик Шабанов, Назим Гулиев.
Так появлялись большие джазовые ансамбли. Оркестры Рауфа Гаджиева и Тофика Ахмедова стали символами целой музыкальной эры.
Джаз-мугам
Джаз-мугам строится из особенностей национального исполнения, например, гармонических моделей и традиционного набора нот, и джазовых образцов. Исполнители джаз-мугама экспериментируют с формой и выбором инструментов.
В этом жанре идет бесконечный поиск идеального синтеза, но преобладает всегда либо джаз, либо мугам. Характер звучания зависит от индивидуального стиля исполнителя.
Несмотря на популярность жанра, музыканты сталкивались с обвинениями в пропаганде культуры Запада и репрессиями.
Мугам «Весна» / Рауф Гаджиев
Соединить две манеры импровизации и создать национальный джазовый стиль в Азербайджане удалось исполнителям Вагифу Мустафазаде и Рафику Бабаеву в 60-х и 70-х годах. Оба стояли у истоков джаз-мугама, но их подходы отличались:
Для Вагифа Мустафазаде на первом месте стоял мугам, классическая музыка, и затем джазовое искусство.
Для Рафика Бабаева — классическая музыка, потом джазовое искусство и в завершение — мугам.
«Мугам для Вагифа – само существо и естество музыки. Мугам для Рафика – один из методов, посредством которого познаются звучности, гармонии, структуры. Рационально используемый музыкальный материал. Для одного мугам – речь эмоций и чувств, для другого – разума и осознаний»
Рауф Фархадов, музыковед / монография «Рафик Бабаев от темы к импровизу»)
«Влюбленная Душа» / Вагиф Мустафазаде
«Раздумье» / Вагиф Мустафазаде
«Размышления» / Квартет Рафика Бабаева
«Джаз-мугам – стиль, представляющий сплав мугамной лирики и джазовой динамики, синтез традиционного мугамного мелоса и ладовости с разнообразными джазовыми гармониями и ритмами»
Рауф Фархадов
источники:
- Р.Т.О. Мамедов «Гибридный джазовый стиль джаз-мугам»
- И. Челебиев «О понятии октавности, регистрах и соответствующих терминах в Азербайджанском мугамном искусстве»
- Ф. И. Челебиев«Об исполнительских версиях мугама»
- https://www.bakujazzfestival.com/
Женя Гаврилова
Комментарии pavelm