Разбираемся, как в Азербайджан пришел джаз и смешался с национальными мотивами.
Что такое мугам?

Мугам — жанр азербайджанской традиционной музыки. Каждое произведение имеет название, определенный лад, единственную тональность и строится по строгим принципам. Исполнители мугама импровизируют, но по правилам. Для этого есть термин «Гезишме» – опевание диапазона звуков (ладов) в рамках дозволенного (буквально – «хождение»).

Классические мугамные инструменты: тар, кеманча и гавал (азербайджанский бубен).

Тар и Кеманча @music-museum.ru
Джаз в Азербайджане

В 1930-е годы композитор Тофик Кулиев и маэстро Ниязи, больше известные как исполнители симфонического мугама, экспериментировали с поиском нового звука. В то время до Азербайджана дошел набиравший популярность во всем мире джаз.

В 1939 году Тофик и Ниязи организовали Государственный Джазовый Оркестр: три трубы, три тромбона, пять саксофонов, рояль, гитара и ударник. Тогда же оркестр исполнил импровизацию на саксофоне — мугам «Чергях». 

Другие имена из этого этапа азербайджанского джаза: Пярвиз Рустамбеков, Рашид Бейбутов, квартет «Гая», Тофик Шабанов, Назим Гулиев.

Так появлялись большие джазовые ансамбли. Оркестры Рауфа Гаджиева и Тофика Ахмедова стали символами целой музыкальной эры.

Джаз-мугам

Джаз-мугам строится из особенностей национального исполнения, например, гармонических моделей и традиционного набора нот, и джазовых образцов. Исполнители джаз-мугама экспериментируют с формой и выбором инструментов.

В этом жанре идет бесконечный поиск идеального синтеза, но преобладает всегда либо джаз, либо мугам. Характер звучания зависит от индивидуального стиля исполнителя. 

Несмотря на популярность жанра, музыканты сталкивались с обвинениями в пропаганде культуры Запада и репрессиями. 

Мугам «Весна» / Рауф Гаджиев

 

Соединить две манеры импровизации и создать национальный джазовый стиль в Азербайджане удалось исполнителям Вагифу Мустафазаде и Рафику Бабаеву в 60-х и 70-х годах. Оба стояли у истоков джаз-мугама, но их подходы отличались:

Для Вагифа Мустафазаде на первом месте стоял мугам, классическая музыка, и затем джазовое искусство. 

Для Рафика Бабаева — классическая музыка, потом джазовое искусство и в завершение — мугам. 

«Мугам для Вагифа – само существо и естество музыки. Мугам для Рафика – один из методов, посредством которого познаются звучности, гармонии, структуры. Рационально используемый музыкальный материал. Для одного мугам – речь эмоций и чувств, для другого – разума и осознаний»

Рауф Фархадов, музыковед / монография «Рафик Бабаев от темы к импровизу»)

 

«Влюбленная Душа» / Вагиф Мустафазаде

 

 «Раздумье» / Вагиф Мустафазаде 

 

 «Размышления» / Квартет Рафика Бабаева 

«Джаз-мугам – стиль, представляющий сплав мугамной лирики и джазовой динамики, синтез традиционного мугамного мелоса и ладовости с разнообразными джазовыми гармониями и ритмами» 

Рауф Фархадов

источники: 

  • Р.Т.О. Мамедов «Гибридный джазовый стиль джаз-мугам»
  • И. Челебиев «О понятии октавности, регистрах и соответствующих терминах в Азербайджанском мугамном искусстве»
  • Ф. И. Челебиев«Об исполнительских версиях мугама»
  • https://www.bakujazzfestival.com/ 

Женя Гаврилова