Самые ранние сведения о народных певцах-поэтах содержатся в работах армянских историков V–VI веков. Армяне называли таких певцов-поэтов гусанами. А слово ашуг стало употребляться примерно в ХV веке. Оно пришло из арабского языка, его первоначальным значением было «страстно любящий, пылающий любовью к божеству». Затем оно перешло в тюркский, армянский и грузинский язык, уже со значением «певец-поэт».

Глоссарий

Дастан — фольклорная или литературная обработка героических мифов, легенд и сказочных сюжетов эпических произведений Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии.

Ашуг (также встречается «ашик») — исполнитель дастанов, народный певец-поэт у азербайджанцев, армян и других народов Закавказья.

Саз — лютня с грушевидным корпусом и длинной шеей, имеющей, как правило, от шести до восьми металлических струн, и от десяти до тринадцати ладов.

Кеманча — инструмент с тремя или четырьмя струнами и покрытым кожей корпусом.

Творчество ашугов относится к устной музыкальной традиции, которая создавалась и сохранялась на протяжении нескольких столетий. Исполнители дастанов, как правило, профессионалы высокого класса. Они создали школу поэтического, музыкально-композиционного и исполнительского искусства, основанную на древних художественных традициях.

Тексты песен посвящены различным темам и сюжетам: любовно-лирическим, нравоучительным, сатирическим, хвалебным. Наиболее распространенное строение стихов в творчестве ашугов — куплетная форма строф. В начале каждого куплета бывает инструментальное введение, и каждый куплет отделяется от другого инструментальным соло.

В азербайджанской культуре ашугов называли устадами, что переводится как «выдающийся мастер». Устады создавали школы, где обучали азам ашугского творчества. Многие ученики таких школ оказали огромное влияние на ашугские традиции, а также на литературу Азербайджана.

Раньше ашуги выступали в чайханах, на базарных площадях. Свои напевы — музыкально несложные, но ритмически четкие — они передавали из поколения в поколение.

Одна из самых интересных форм выступления — музыкально-поэтический турнир. Ашуги состязаются в загадках, вопросах и ответах. Если участник не мог ответить противнику в стихотворной форме или не сумел разгадать загадки, победитель имел право на саз побежденного. Тем самым проигравший лишался звания ашуга. Часто на таких выступлениях ашуги выступали ансамблем из 4-х человек.

В современном Азербайджане ашугские традиции до сих пор живы. Они считаются почетными гостями и исполнителями на концертах, свадьбах, юбилеях и творческих вечерах.

Армянские ашуги являлись поэтами-одиночками. В искусстве армянских ашугов не используется мимика, движение и драматизация. Свое творчество они записывали и воспроизводили на диалектах армянского языка, но затем перешли на более доступный литературный язык. Помимо армянского, ашуги исполняли пени на персидском, османском, грузинском и азербайджанском языках. Иногда в одном произведении использовалось несколько языков.

У армян также была традиция соревнования певцов. Ашуги исполняли произведения собственного сочинения, побежденный отдавал свой инструмент победителю, чем признавал превосходство своего соперника.

В качестве сюжетов ашуги выбирали личные и лирические темы. Кроме того, в произведениях армянских ашугов встречаются исторические описания, шутки, загадки, а также армянские версии ближневосточных сказок. Особенность армянских ашугов — способность выражать национальное сознание в общих чертах. А так как такие песни были популярны, они помогали народу пережить тяготы войны, изгнание и геноцид.

Традиции ашугов народов Закавазья имеют много общего, хотя каждая из них уникальна и индивидуальна. Мы продолжим рассказывать об этой профессии, музыкальных инструментах и великих поэтах-ашугах в следующих материалах.

Анна Акопян

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter