Умар Крым-Гериевич Мижев (25.09.1947 — 14.10.2021) — заслуженный художник России, автор герба Карачаево-Черкесской республики, художник-постановщик более 20 спектаклей, оформитель более 30 книг. О жизни художника нам рассказала его жена — Талигюль Мижева.
«Умар был старшим из пяти детей в семье и всегда чувствовал, что должен быть хорошим примером для младших. И у него это получалось. С самого детства у Умара проявилась потребность в рисовании.
Мать вспоминала случай, когда однажды в Киргизии мальчиком шести-семи лет он с другом пошел пасти коз и долго не возвращался. Занятая хлопотами по хозяйству, она собралась идти искать детей, но, зайдя в комнату, увидела, что Умар с заплаканным лицом спит, а на столе лежит рисунок. На рисунке была изображена сцена в колхозном саду: объездчик на лошади с кнутом замахивается на детей, козы разбегаются врассыпную. Мальчик выплеснул свою обиду на лист бумаги и уснул.
Умар учился в Карачаево-Черкесской областной национальной школе-интернате с пятого по восьмой классы. Он понемногу занимался музыкой (играл на трубе в школьном оркестре), в спортивных секциях, участвовал в конкурсах юных краеведов. И конечно, рисовал.
Сколько себя помню всегда рисовал увлеченно и очень много, мечтал стать художником. И стал. Какие бы препятствия не приходилось преодолевать. А они были постоянно и везде. Из этого я делаю вывод, если человек поставит цель, он может ее достичь, какой бы она трудной не была.
Умар Мижев
С одноклассником, так же увлеченным изобразительным искусством, Мухадином Кардановым, договорились вместе поступать после 8 класса в Краснодарское художественное училище. Но Мухадин поступил сам, а Умару пришлось идти работать в колхозное животноводство — заставила нужда в семье. Через год окончил среднюю школу, одновременно осваивая программу и 9, и 10 класса.
Умар служил в армии в частях ПВО. Занимался спортом: легкая атлетика, волейбол, бокс. Демобилизовался в звании лейтенанта. После демобилизации короткое время заведовал Домом культуры в своем ауле Новая Джегута. Организовал для молодежи аула секцию бокса.
В 1967 году в маленьком городе Карачаевске, в пединституте открылся первый в северокавказском регионе художественно-графический факультет с сильным на то время преподавательским составом, который дал путевку в жизнь, в частности, таким известным художникам, как Ася Евтых, Руслан Цримов. Амосфера на ХГФ была творческой, Умар студентом 4 курса стал участвовать в областных выставках молодых художников.
В годы учебы в институте был солистом танцевального ансамбля «Дружба» и вспоминал, что получал приглашения в профессиональные коллективы. Участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, играл в волейбол в сборной КЧАО. Фото висело на стенде «Лучшие спортсмены института».
Умар вспоминал, что на занятиях по рисунку студенты изучали пропорции греческих статуй и заодно измеряли друг друга. Оказалось, что его мерки совпали со скульптурой Аполлона.
Умара манило творчество, но по окончании ХГФ нужно было отработать три года по распределению в Эркин-Юртской средней школе учителем черчения, рисования и технологии. Мечта о профессии художника не покидала Умара, и, уволившись из школы, он поехал в Москву, чтобы поступить в один из прославленных художественных вузов столицы. Но ему сказали: «У вас уже есть высшее образование, поезжайте домой и работайте».
Известно, что в основе всех видов изобразительно искусства лежит рисунок. Но многие, считающие себя художниками, не умеют рисовать, или рисуют очень слабо. Хотя пишут маслом, лепят, чеканят. Чтобы хорошо рисовать, надо очень много работать с натуры. Сделать хотя бы несколько тысяч рисунков. Хорошо по этому поводу сказал художник Федотов, чтобы нарисовать один хороший рисунок «сделай со сто — будет просто» . Плохо рисующий художник не может называться профессионалом, а настоящих профессионалов сейчас мало.
Умар Мижев
Работа методистом (а по факту художником-оформителем) в Доме пионеров и школьников давала возможность работать творчески, и здесь можно было не выходить из мастерской круглые сутки и работать. Запах красок не выветривался. Часто натурой для рисунков служили дети-кружковцы. В этот период он даже «переработал» — появилось ощущение, что персонажи сходят с полотен.
Рисую везде и всем чем угодно. Здесь карандаш и мелки, сангина и акварель, соус и тушь, уголь, пастель и сепия. И всегда выбранный материал помогает выразить содержание и эстетическое отношение к изображаемому. Параллельно много занимаюсь и живописью. Одному богу известно сколько я израсходовал красок, холста и сил. Некоторые холсты я переписывал по 3-5 раз, иногда с двух сторон. Изучил технику работы старых мастеров, пастозную и лессировачную живопись, плотность мазка и воздушность, цвет, колорит, композицию. Всему этому пришлось заново обучаться.
В своем творчестве я старался и стараюсь следовать советам великих мастеров:
«Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом». Ж. Энгр.
«Я не знаю другого занятия, которое требовало бы больше знаний, чем живопись». Леонардо да Винчи
Умар Мижев
Очень хотелось освоить офорт. Металл, кислоту офортную краску можно было найти, а вот станок… Его еще надо было изготовить.
Нашел мастера на местном заводе холодильного машиностроения, дал ему чертежи и деньги. Пришлось долго бегать за этим мастером. Потом офорты Мижева экспонировались на выставках.
В 1993 г. Умар принял участие в уникальном проекте — создании первого национального балета «Айтуган — дочь Карчи». Проект финансировал бизнесмен из Черкесска, осуществило его Краснодарское творческое объединение «Премьера». Умар сделал эскизы костюмов и декораций, помогал в работе балетмейстера. Вручную сделал суперзанавес спектакля для Краснодарского театра оперетты в технике аппликации.
Государственный герб Карачаево-Черкесской Республики — произведение Умара Мижева. В 1994 г. в Народном Собрании КЧР прошел анонимный конкурс эскизов герба. У. Мижев (участник под номером 47) представил три варианта эскиза, и один из них был утвержден депутатами как лучший.
Вскоре при прохождении регистрации Геральдический совет при Президенте РФ рекомендовал удалить надписи «РФ», «Карачаево-Черкесская Республика», «1922». Так республика обрела свой официальный государственный символ — содержательный и лаконичный, узнаваемый и привлекательный».
Хронология жизни
-
Родился в 1947 г. в селе Ленинполь Киргизской ССР
-
В 1969 после службы в армии поступил на художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического института
-
В 1972 г. участвует в первой выставке
-
В 1974 г. окончил институт, работает преподавателем в школе, методистом во Дворце пионеров и школьников города Черкесска.
-
С 1977 г. Умар Мижев активный участник краевых, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок.
-
С 1987 г. член Союза художников СССР
-
С 1991 по 1992 гг. являлся председателем правления Карачаево-Черкесской организации СХ РФ
-
С 1992 г. работал главным художником в Карачаевском государственном драматическом театре
-
С 1977 г. Умар Мижев активный участник краевых, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок
-
С 1987 г. член Союза художников СССР.
-
С 1991 по 1992 гг. председатель правления Карачаево-Черкесской организации СХ РФ
-
С 1992 г. работал главным художником в Карачаевском государственном драматическом театре
-
В 1993 году стал художником-постановщиком первого профессионального Карачаевского балета» Айтуган — дочь Къарчи»
-
В 1996 г. за вклад в современное изобразительное искусство награжден званием Заслуженный Художник Российской Федерации
-
В 2011 г. отмечен серебряной медалью в номинации «За развитие традиционного национального искусства народов России». конкурса «Русская галерея XXI век»
-
B 2012 г. награжден дипломом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России, награжден региональной общественной организацией «Интеллектуальный центр Чеченской Республики», дипломом и медалью «За профессиональную честь».
-
в 2014 г. получает звание Народный Художник Карачаево-Черкесской республики.
Талигюль Мижева
Комментарии pavelm