В горном Дагестане существовало более двадцати обрядов вызова дождя. Некоторые были уникальны для конкретного народа или села, а мотивы других повторялись и слегка видоизменялись. Последние из таких обрядов этнографы зафиксировали в 1930-е годы. Рассказываем о пяти самых интересных.
Ряженые
В даргинских селах ряженые в старую одежду и маски юноши обходили деревню, били всех встречных мокрой тряпкой и требовали даров. Обычно с людьми в костюмах шел человек, который собирал подарки. Подарки часто были съедобными, например, яйца. Из домов процессию обливали водой или молоком.
Яйца и молоко — символы жизни. Это было ритуальное оплодотворение, за которым должен был «родиться» дождь. Ряженые выступали от имени божества, устраивая этот обмен даров на дождь.
Похожий вариант существовал у лакцев, но ряженых драпировали зеленью. Возможно, это был более ранний вариант обряда. Обвязанного зеленью человека так же водили по селу и обливали водой. Процесс сопровождался ритуальным песнопением:
«Да будет дождь, да будет дождь, аминь!
Под одним валуном змею было видно.
Кто будет звать змею на молитву?
Кто наденет рванье покойника?
Кто наденет осетинскую папаху?
Дети просили хлеба, для них не было хлеба,
Для козы не было воды,
Коза просила травы,
Для козы не было травы…»
Лягушка-невеста
Обряд с лягушкой исполнялся лакцами и бежтинцами (субэтнос аварцев — прим. ред), иногда встречался в аварских селениях. Как и в обрядах с молоком и яйцами, здесь главным был символ жизни.
Разыгрывалась свадьба между лягушкой и духом водного источника (реки). В результате этого брака должен был пролиться дождь. Сначала нужно было поймать лягушку и нарядить её. В селе Хварши пойманную лягушку, надев на нее сшитые из дорогой ткани платье и штанишки, бросали в реку. В селе Хунзах «лягушку, одетую в женское платье, подвешивали на конце водосточного желоба, где она оставалась до того времени, пока не пойдет дождь». Но были и другие вариации обряда с лягушкой. Историки отметили случай, когда в селе Хойхи в 1930-х живую лягушку в шелковом наряде поместили в раскопанную могилу шейха, чтобы вызвать дождь — имитация брачной церемонии божества подземного мира в образе лягушки и знаменитого предка.
Кости
Часто в обрядах вызова дождя люди обращались к предкам за помощью. У лакцев был обряд перезахоронения костей. Старую могилу раскапывали, и останки похороненного переносили в другое место. Этот ритуал можно объяснить желанием «расшевелить» предков, призвать их к оказанию помощи в трудный период. В табасаранских селениях могилы раскапывали и помещали мощи в воду на несколько часов (или до момента, пока не пойдет дождь), после чего снова закапывали.
Камни и валуны
Варианты обряда с камнями были у лакцев и аварцев. В селе Чох такой обряд проводили мужчины. Мулла писал молитвы на камнях для тех, кто их не знал. Участники обряда садились в круг, в центре которого находился мулла. Каждый читал над камнем молитву, смачивал его слюной и откладывал. Далее процессия шла к реке, где мулла высыпал все камни в воду. Люди верили, что когда вода реки, намочившая эти камни, дойдет до моря — пойдет дождь. Завершал обряд ритуал бросания муллы и еще нескольких участников в реку.
Другой вид лакского обряда был основан на покачивании валуна и смазывании его жиром. У аварских народов был похожий обряд с переворачиванием валуна и приношением ему жертвы.
Обливание дерева
У лезгинов существовал уникальный ритуал вызова дождя: обливание ветвей священного дерева водой источника. Дерево в мифологическом сознании могло передавать просьбу верующих к Богу.
Источник
Гмыря Л. Б. Обряды вызова дождя в традиционной культуре народов Дагестана
Женя Гаврилова
Комментарии pavelm