Художник Рустам Яхиханов рассказал Папахе о пути к профессии, выборе художественного стиля, монументальной живописи и состоянии искусства на Кавказе.
![Рустам Яхиханов](https://papahastories.ru/wp-content/uploads/2016/10/rustam-1-300x300.jpg)
Путь к искусству
Мое детство прошло в Чечне. Я пережил две войны — 1994 года и 2000 года. В 2004 году я переехал в Санкт-Петербург и с тех пор живу здесь, работаю, пишу картины. По рассказам родителей я рисую с 3 лет. В детстве и подростковом возрасте все мои сюжеты были связаны с войной. Горе, ужас, страдания стали главной темой моего творчества. Я видел только это и передавал ощущения через свои работы. Родители даже ругали меня за то, что я рисовал войну, но у меня не получалось переключиться на что-то более радостное, потому что вокруг не было радости.
В 2000 году я впервые уехал за пределы родной республики. В Третьяковской галерее проходила выставка «Вернем Грозному музеи», целью которой было возвращение утраченных ценностей в музеи Грозного. В рамках выставки выпустили альбом, в котором напечатали в числе других и мои рисунки. Тогда я загорелся желанием стать художником.
Когда война утихла, и республика стала возвращаться к мирной жизни, я побывал на выставке в Грозном, на которой были представлены работы чеченских художников. Там я показал свои картины. Художники заинтересовались моим творчеством и заговорили о том, что мне надо учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Я тогда учился в 10 классе и поступил в художественную школу. Со мной серьезно занимались Ризван Алхазов, Абу Пашаев, Магомед Закриев, Вахит Умарсултанов и другие художники, которые хотели мне помочь. Они видели во мне талант, которого я сам не ощущал. Они предлагали брать знания у них, относились ко мне внимательно, и я ощутил второе дыхание.
После окончания школы у меня не сразу получилось уехать в Петербург. Я поступил в педагогический институт в Грозном на художественно-графическое отделение. Там были другие требования, и я на некоторое время перестал рисовать. Преподаватели стали за меня переживать, и через год меня направили в Петербург при поддержке Министерства культуры Чеченской республики. Я поступил на подготовительные курсы при Академии художеств. В Петербурге меня считали ребенком войны и тепло ко мне относились вопреки моим ожиданиями. Я учился с удовольствием и обрел много друзей. После годичных курсов я поступил в Академию художеств.
Сейчас я работаю на тех же подготовительных курсах и понимаю, насколько у меня ответственная работа: нужно вдохновить ребят, чтобы они поступали в Академию художеств. Для меня это большая задача и ответственность. В прошлом году из 11 человек поступили 6. Для меня это хороший результат. Кроме того, я стал первым преподавателем-чеченцем за всю историю Академии художеств.
Выбор сюжета
Когда я приехал в Петербург, мне не хотелось показывать людям ужас войны. Когда нужно было подготовить композиции к поступлению, я стал выбирать более спокойные темы. Мне хотелось, чтобы в моих работах ощущались теплота и радость. Я стал менять тематику и стилистику. Постепенно я углубился в старые кавказские мотивы и стал рисовать быт, культуру, традиции Кавказа. Думаю, что буду продолжать писать работы в кавказском колорите до тех пор, пока не закончатся силы и время. Это мой дом, я его лучше всего знаю, я могу его написать так, как только я его вижу. Находясь в таком красивом городе, как Петербург, хочется показывать только хорошее — то, что связано с нашей культурой.
![Земля моих предков. Танец. Рустам Яхиханов. 2011](http://s017.radikal.ru/i408/1610/0b/d653279d0739.jpg)
Моя дипломная картина называлась «Земля моих предков». Это была самая большая дипломная картина за историю Академии художеств. Ее размер был 2,5х13 метров. Изначально картина задумывалась цельной, но потом я решил поделить ее на несколько частей, потому что не было подходящего помещения. Я не думал, что справлюсь с такой большой работой, пока не начал работать над ней сутками. Мне хотелось побольше рассказать о своей культуре.
![Земля моих предков. Рустам Яхиханов. 2011](http://i045.radikal.ru/1610/b8/ca4251086ee8.jpg)
Выбор стиля
В университете я пробовал много стилей, но я учился в монументальной мастерской. Мы писали картины, которые хорошо бы смотрелись на стенах и других плоскостях. Фигуры писались более условными и стилизованными. Я сам предлагал педагогу такую стилистику, и он всегда с ней соглашался. В монументальном искусстве все условно и сделано довольно просто. Этот стиль рассчитан на то, что любую фигуру можно увеличить и изобразить на стене, и она будет лучше восприниматься. Дипломную картину я писал темперными красками, сейчас чаще пишу маслом.
![Танец. Рустам Яхиханов. 2010](http://s018.radikal.ru/i523/1610/dc/f3e69c7018a8.jpg)
Любимые художники
Я люблю русское реалистическое искусство. Мне очень нравятся работы Верещагина, Сурикова, Репина. Стараюсь чаще ходить в Русский музей и набираться там вдохновения. Но я также ценю социалистический реализм и работы Салахова — перестройка, социализм, строительство, возрождение. Один из моих преподавателей всегда советовал нам писать картины, по которым можно будет понять наше время через годы. Я все равно углубился в кавказскую тематику, но пытаюсь заложить в работы частичку современности. Также я всегда ценил моего руководителя – академика Александра Быстрова. Я учился у него, он помогал мне с дипломом и сейчас продолжает всячески меня поддерживать.
![Горянки. Рустам Яхиханов. 2011](http://s019.radikal.ru/i627/1610/82/8bc90a830ea7.jpg)
Будни художника
Я всегда нахожусь в поиске новых сюжетов и много работаю. Для художника время бесценно. Я пишу по 2-3 часа в день, часто хожу за вдохновением в музеи. Люблю Русский музей и Эрмитаж, Третьяковскую галерею.
О выставках
Мы с друзьями часто организовываем выставки в Петербурге, Грозном, Владикавказе и Москве. Когда мы пишем картины, мы думаем о том, как они будут смотреться в большом зале на фоне других художников. Сейчас я готовлюсь к ежегодной осенней выставке, и многие художники сейчас к ней готовятся. Я там в первый раз покажу новую картину. Мне самому интересно посмотреть на картинку со стороны.
![Земля моих предков. Застолье. Рустам Яхиханов. 2011](http://s018.radikal.ru/i512/1610/a9/b73a9b891beb.jpg)
Я люблю участвовать в петербургских выставках, но не всегда успеваю — помимо творчества бывают еще частные заказы и преподавательская работа. В 2015 году мы с друзьями решили сделать выставку в рамках образовательного проекта «Диалог культур». Мы начали с Грозного. Помимо выставки мы также проводили мастер-классы для студентов. Это было волнительно, но интересно. Мы сажали детей рядом с нами, и они рисовали то же, что и мы. Мы использовали постановки — молодого парня в национальном костюме, старца с музыкальным инструментом, натюрморты. В 2016 году мы провели такой же проект во Владикавказе. В следующем году мы хотим сделать это в каком-нибудь дргом городе.
Наше дело — сделать так, чтобы люди тянулись к искусству и общались с художниками, делились мыслями. Для художника важно выставлять все, что он пишет, иметь зрителей и общаться с другими художниками.
Я не против того, что мои картины есть в интернете. Я нахожу много своих работ в социальных сетях. Люди часто даже не знают, кто автор, подписывают картины на разных языках, но это здорово, что мои работы не остаются незамеченными.
![Друзья. Рустам Яхиханов. 2011](http://s011.radikal.ru/i315/1610/5b/2e3bf161b259.jpg)
Искусство на Кавказе
На Кавказе своя направленность искусства, которая отличается от российского искусства. В Осетии, Дагестане и Чечне есть много талантливых художников. Дело в том, что в советское время художникам было легко. Были государственные заказы, и художники просто занимались творчеством, ни о чем не думая. Сейчас у художников немного более сложные времена. У людей нет потребности в искусстве, тяжело найти коллекционеров, они должны найти тебя сами. Но мы все равно верны тому, что мы делаем, и будем продолжать это дело. У искусства Кавказа большое будущее, потому что оно своеобразно и интересно. Есть талантливая молодежь, которой нужно уделять внимание. Меня в свое время поддержали и направили большие художники.
Интервью: Лиана Хапаева
Комментарии liana