Художник Рустам Яхиханов рассказал Папахе о пути к профессии, выборе художественного стиля, монументальной живописи и состоянии искусства на Кавказе.
Путь к искусству
Мое детство прошло в Чечне. Я пережил две войны — 1994 года и 2000 года. В 2004 году я переехал в Санкт-Петербург и с тех пор живу здесь, работаю, пишу картины. По рассказам родителей я рисую с 3 лет. В детстве и подростковом возрасте все мои сюжеты были связаны с войной. Горе, ужас, страдания стали главной темой моего творчества. Я видел только это и передавал ощущения через свои работы. Родители даже ругали меня за то, что я рисовал войну, но у меня не получалось переключиться на что-то более радостное, потому что вокруг не было радости.
В 2000 году я впервые уехал за пределы родной республики. В Третьяковской галерее проходила выставка «Вернем Грозному музеи», целью которой было возвращение утраченных ценностей в музеи Грозного. В рамках выставки выпустили альбом, в котором напечатали в числе других и мои рисунки. Тогда я загорелся желанием стать художником.
Когда война утихла, и республика стала возвращаться к мирной жизни, я побывал на выставке в Грозном, на которой были представлены работы чеченских художников. Там я показал свои картины. Художники заинтересовались моим творчеством и заговорили о том, что мне надо учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Я тогда учился в 10 классе и поступил в художественную школу. Со мной серьезно занимались Ризван Алхазов, Абу Пашаев, Магомед Закриев, Вахит Умарсултанов и другие художники, которые хотели мне помочь. Они видели во мне талант, которого я сам не ощущал. Они предлагали брать знания у них, относились ко мне внимательно, и я ощутил второе дыхание.
После окончания школы у меня не сразу получилось уехать в Петербург. Я поступил в педагогический институт в Грозном на художественно-графическое отделение. Там были другие требования, и я на некоторое время перестал рисовать. Преподаватели стали за меня переживать, и через год меня направили в Петербург при поддержке Министерства культуры Чеченской республики. Я поступил на подготовительные курсы при Академии художеств. В Петербурге меня считали ребенком войны и тепло ко мне относились вопреки моим ожиданиями. Я учился с удовольствием и обрел много друзей. После годичных курсов я поступил в Академию художеств.
Сейчас я работаю на тех же подготовительных курсах и понимаю, насколько у меня ответственная работа: нужно вдохновить ребят, чтобы они поступали в Академию художеств. Для меня это большая задача и ответственность. В прошлом году из 11 человек поступили 6. Для меня это хороший результат. Кроме того, я стал первым преподавателем-чеченцем за всю историю Академии художеств.
Выбор сюжета
Когда я приехал в Петербург, мне не хотелось показывать людям ужас войны. Когда нужно было подготовить композиции к поступлению, я стал выбирать более спокойные темы. Мне хотелось, чтобы в моих работах ощущались теплота и радость. Я стал менять тематику и стилистику. Постепенно я углубился в старые кавказские мотивы и стал рисовать быт, культуру, традиции Кавказа. Думаю, что буду продолжать писать работы в кавказском колорите до тех пор, пока не закончатся силы и время. Это мой дом, я его лучше всего знаю, я могу его написать так, как только я его вижу. Находясь в таком красивом городе, как Петербург, хочется показывать только хорошее — то, что связано с нашей культурой.
Моя дипломная картина называлась «Земля моих предков». Это была самая большая дипломная картина за историю Академии художеств. Ее размер был 2,5х13 метров. Изначально картина задумывалась цельной, но потом я решил поделить ее на несколько частей, потому что не было подходящего помещения. Я не думал, что справлюсь с такой большой работой, пока не начал работать над ней сутками. Мне хотелось побольше рассказать о своей культуре.
Выбор стиля
В университете я пробовал много стилей, но я учился в монументальной мастерской. Мы писали картины, которые хорошо бы смотрелись на стенах и других плоскостях. Фигуры писались более условными и стилизованными. Я сам предлагал педагогу такую стилистику, и он всегда с ней соглашался. В монументальном искусстве все условно и сделано довольно просто. Этот стиль рассчитан на то, что любую фигуру можно увеличить и изобразить на стене, и она будет лучше восприниматься. Дипломную картину я писал темперными красками, сейчас чаще пишу маслом.
Любимые художники
Я люблю русское реалистическое искусство. Мне очень нравятся работы Верещагина, Сурикова, Репина. Стараюсь чаще ходить в Русский музей и набираться там вдохновения. Но я также ценю социалистический реализм и работы Салахова — перестройка, социализм, строительство, возрождение. Один из моих преподавателей всегда советовал нам писать картины, по которым можно будет понять наше время через годы. Я все равно углубился в кавказскую тематику, но пытаюсь заложить в работы частичку современности. Также я всегда ценил моего руководителя – академика Александра Быстрова. Я учился у него, он помогал мне с дипломом и сейчас продолжает всячески меня поддерживать.
Будни художника
Я всегда нахожусь в поиске новых сюжетов и много работаю. Для художника время бесценно. Я пишу по 2-3 часа в день, часто хожу за вдохновением в музеи. Люблю Русский музей и Эрмитаж, Третьяковскую галерею.
О выставках
Мы с друзьями часто организовываем выставки в Петербурге, Грозном, Владикавказе и Москве. Когда мы пишем картины, мы думаем о том, как они будут смотреться в большом зале на фоне других художников. Сейчас я готовлюсь к ежегодной осенней выставке, и многие художники сейчас к ней готовятся. Я там в первый раз покажу новую картину. Мне самому интересно посмотреть на картинку со стороны.
Я люблю участвовать в петербургских выставках, но не всегда успеваю — помимо творчества бывают еще частные заказы и преподавательская работа. В 2015 году мы с друзьями решили сделать выставку в рамках образовательного проекта «Диалог культур». Мы начали с Грозного. Помимо выставки мы также проводили мастер-классы для студентов. Это было волнительно, но интересно. Мы сажали детей рядом с нами, и они рисовали то же, что и мы. Мы использовали постановки — молодого парня в национальном костюме, старца с музыкальным инструментом, натюрморты. В 2016 году мы провели такой же проект во Владикавказе. В следующем году мы хотим сделать это в каком-нибудь дргом городе.
Наше дело — сделать так, чтобы люди тянулись к искусству и общались с художниками, делились мыслями. Для художника важно выставлять все, что он пишет, иметь зрителей и общаться с другими художниками.
Я не против того, что мои картины есть в интернете. Я нахожу много своих работ в социальных сетях. Люди часто даже не знают, кто автор, подписывают картины на разных языках, но это здорово, что мои работы не остаются незамеченными.
Искусство на Кавказе
На Кавказе своя направленность искусства, которая отличается от российского искусства. В Осетии, Дагестане и Чечне есть много талантливых художников. Дело в том, что в советское время художникам было легко. Были государственные заказы, и художники просто занимались творчеством, ни о чем не думая. Сейчас у художников немного более сложные времена. У людей нет потребности в искусстве, тяжело найти коллекционеров, они должны найти тебя сами. Но мы все равно верны тому, что мы делаем, и будем продолжать это дело. У искусства Кавказа большое будущее, потому что оно своеобразно и интересно. Есть талантливая молодежь, которой нужно уделять внимание. Меня в свое время поддержали и направили большие художники.
Интервью: Лиана Хапаева
Комментарии liana