Минас Аветисян (1928-1975) — выпускник Ленинградского института живописи, заслуженный художник Армении, большое внимание уделял повседневной сельской жизни, природе и людям. Работал в технике фовизма, характерной для Франции 1900-х годов, при этом сохранил преемственность армянской живописной традиции.
«Я пишу свет, а не материал. Свет у меня это цвет… Я на жизнь смотрю издали, поэтому мелочи не видны в моей живописи»
Минас писал свои работы крупными мазками в технике фовизма (яркая экспрессивная живопись обобщенными формами, известный представитель стиля — Анри Матисс — прим. ред.). В его картинах и рисунках присутствует как яркость, легкость и простота, так и черты современного ему «сурового стиля», известного по картинам Таира Салахова.
Минас Аветисян учился живописи в Ереване и в Ленинградском институте имени Репина. Рисунки первых десяти лет творчества почти не сохранились: художник их уничтожал. Известность пришла к нему после выставки «Пяти Художников» в Ереване в 1962 году. Только тогда художник стал сохранять и обрамлять свои работы, хотя подписывал только те, которые «стоили того». В 1968 году состоялась его первая персональная выставка в Ереване. Позже Минас участвовал в выставках в Москве, Франции, Литве, Чехии, Германии, Ливане, делал декорации к театральным постановкам, в том числе балету Арама Хачатуряна «Гаянэ».
После смерти матери и пожара в мастерской (в котором пропала значительная часть его работ), в 1972-1975 годах начинается самый продуктивный период творчества.
Мартирос Сарьян (значимый художник XX века, ученик Валентина Серова, основоположник современнной армянской живописи — прим. ред.) сказал Аветисяну:
«Я старше тебя на пятьдесят лет — жаль, что мало времени осталось. Где ты был? Пришел бы чуть раньше. Не забудь, искусство любит борьбу. Теперь я уже не один. Ты тоже не один. Значит продолжай дерзать. Я верю в твои хорошие руки».
Спустя три года после смерти Сарьяна, Аветисян погиб под колесами автомобиля в возрасте 47 лет. Многие считают, что авария была спланирована КГБ из-за его взглядов и отрицания соцреализма.
Он оставил после себя около тысячи работ: холсты, графические наброски и проекты для театральных декораций. В Гюмри находятся около двадцати его фресок, поврежденных после землетрясения 1988-го года. Сейчас их восстановлением занимается фонд, основанный сыновьями художника.
Работы Минаса Аветисяна хранятся в Доме-музее в Ереване, в Джаджуре, Музее современного искусства в Ереване, Третьяковской галерее в Москве, Музее Востока в Москве и в частных коллекциях.
Хронология жизни
1928, 20 июля Минас Аветисян родился в селе Джаджур, Армения 1947-1952 учился в Ереванском художественном училище им. Ф. Терлемезяна 1952 Поступил в Ереванский художественно-театральный институт 1954 Перевелся в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где его учителями были А. Зайцев, Л. Худяков, Б. Иогансон- 1960 Возвращается в Ереван
- 1962 Выставляет 40 работ на выставке «Пяти художников» в Ереване. Оформляет декорации к балетам
- 1963 Женится на Гаянэ Мамаджанян, у них родятся дети Арман (1964) и Нарек (1969)
- 1967 Участвует в передвижной выставке армянских художников (Москва, Алма-ата, Таллин)
- 1968 Получает статус заслуженного художника Армении и устраивает первую персональную выставку в Ереване
- 1969 Посещает Францию, где участвует в выставке в Музее армянского искусства в Париже вместе с художниками К. Вартаняном и О. Шарамбяном. Также участвует во второй персональной выставке в Музее востока в Москве. Снимается в документальном фильме Михаила Вартанова «Цвет армянской земли» вместе с Сергеем Параджановым. (Министерство культуры, Госкино и Студия Арменфильм потребовали удалить сцены с Аветисяном и Параджановым, как с нежелательными лицами. Режиссер отказался и попал в тот же список.)
- 1970 Участвует в выставке армянского искусства «От Урарту до наших дней» в Париже и ЭКСПО-70 в Монреале. Также проводит персональную выставку в Вильнюсе.
- 1971-1972 Участвует в большой передвижной выставке искусства Закавказья (Москва, Прага, Берлин)
- 1973 Участвует в выставке «Современное армянское искусство» в Бейруте и выставке Советского искусства в Париже. Избирается в президиум Союза художников Армении.
- 1974 Участвует в групповых выставках в Австрии, Германии, Франции, Армении, Сирии, Ливане.
- 1975, 16 февраля Минас Аветисян попал под колеса автомобиля и скончался 25 февраля в госпитале в Ереване. Посмертно награжден Государственной премией Армении. Его первая посмертная выставка прошла в музее Сарьяна в Ереване. Режиссер Вартанов снимает второй фильм с участием художника — Минас:Реквием, в котором присутствуют архивные съемки и съемки с похорон.
- 1990-е После распада СССР было проведено правительственное расследование, которое заключило, что художник был убит силами КГБ, замаскировавшим это под несчастный случай. Этой версии придерживается и сын художника
Каталог работ
Будете в наших краях — побывайте в галерее, в мастерских художников. Зайдите, например, к Минасу Аветисяну. Его полотна — это яркий и впечатляющий гимн солнцу, они расскажут вам, каким прекрасным предстает южный край глазам внимательного путника
Мартирос Сарьян
Источники
Капланова С. Г. «Минас Аветисян»
Армянский музей Москвы и культуры наций armmuseum.ru
«Армянский бунтарь: знаменитый Минас создавал полотна даже под носом у КГБ» / ru.armeniasputnik.am
«Портрет жены художника» / Noev-kovcheg.ru № 4 (234) март (1–15) 2014 г.
Minas: A Requiem / parajanov.com
Женя Гаврилова, Павел Макляровский
Комментарии pavelm