Знакомим вас с самыми интересными экземплярами агитационных и рекламных плакатов, созданными в первые годы существования СССР
Фонд Марджани собирает коллекцию агитационных плакатов советских мусульманских республик, созданных для распространения социалистических идей на Кавказе. Главные темы плакатов 1920–30-х годов — борьба с голодом, неграмотностью, религиозными предрассудками, раскулачивание, земельная реформа. Из-за удаленности от центра цензура в работах художников советского востока была слабее, и они позволяли себе свободу творчества.



Плакаты в основном рисовали немусульмане. Одним из наиболее известных карикатуристов был Дмитрий Моор из Новочеркасска, автор знаменитого плаката «А ты записался добровольцем?». Когда советская пропаганда приобрела массовый характер и уже не могла обходиться работами только московских и ленинградских художников, в плакатное мастерство и карикатуру стали приходить художники-мусульмане, например дагестанский художник Халилбек Мусаясул. Крупные издательства и типографии находились в Тифлисе и Баку.





На плакаты мусульманского востока 1920-х годов влияние оказали стиль модерн, чуть позднее — авангард и конструктивизм, традиции народного лубка и татарского каллиграфического рисунка.

Подчинив себе Кавказ силой оружия, советская власть долго не могла добиться от горцев покорности, особенно в Дагестане и Чечне. С восстаниями власть боролось не только силой, но и путем визуальной пропаганды.


Важным направлением пропаганды на Кавказе было раскрепощение женщины. Для Кавказа эта тема связывалась с освобождением горянки от отживших патриархальных обычаев (адатов). На плакатах признаком освобожденной женщины служит открытое лицо, реже непокрытая голова. В это время в Дагестане проводилась кампания «Долой чухту! дадим горянке платок». Чухтой называли традиционный высокий женский головной убор, закрывавший волосы, но оставлявший лицо открытым. Он сохранялся в быту до 1940-х годов.



1930-е годы — время борьбы с неграмотностью, перевода кавказских письменностей с латиницы на кириллицу. Но плакатов на эту тему, ориентированных специально на Кавказ, практически нет. Редкий экземпляр посвящен Азербайджану. На плакате женщин Востока учит писать уже раскрепощенная женщина, голова которой повязана красным платком в характерной для 1930-х годов манере.
За счет тиражирования негативного образа царской России и мусульман, находившихся на службе империи, число образованных мусульман резко сократилось. В общественной и культурной жизни русский и национальные языки вытеснили арабский, староосманский и фарси. Произошло переплетение советских и исламских правил. Многие фетвы (религиозно-правовые заключения муфтиятов по вопросам шариата) начинались со слов «Во исполнение решения такого-то пленума КПСС», после чего шло традиционное арабское взывание к Богу.
Не все плакаты того времени были направлены на внутреннюю коммуникацию. Советская туристическая компания Интурист в 1930-е годы подготовила серию плакатов для привлечения иностранцев на Кавказ:
Пара плакатов для советских туристов:
Павел Макляровский
Комментарии pavelm