Студентка Высшей школы экономики Амина Боташева планировала построить карьеру маркетолога или финансового менеджера. Но однажды она искала себе платье и не нашла в магазинах ничего подходящего. Тогда она решила сшить платье сама. Сегодня Амина выпускает под своей маркой около 30 юбок и платьев в месяц. Papaha узнала, как совместить приятное с полезным.
Амина Боташева, 22 года
Начало
Я приехала из Кисловодска, поступила на факультет менеджмента в Высшей школе экономики и о юбках не думала. Предполагалось, что я закончу университет и устроюсь на работу в международную компанию. Когда училась на третьем курсе, готовилась к мероприятию, и мне нужно было платье. А выбрать его было сложно — я высокая, и часто они бывают мне коротковаты. И модели в магазинах не всегда нравятся. Тогда я подумала, что сильно облегчу себе жизнь, если научусь шить сама. Мысль прочно засела в голове — я сразу нашла женщину, которая готовит абитуриентов к поступлению в МГУТД им. Косыгина. Ходила к ней на занятия раз в неделю, но научилась только азам. А летом я поехала домой и нашла там преподавательницу, которая за месяц научила меня практически всему. По приезде в Москву я стала шить юбки подругам. А потом подтянулись и их подруги. Первую юбку я продала незнакомой девушке. Она написала мне в интернете и попросила сшить для нее. И тогда я всерьез задумалась о продаже. Завела страничку в Instagram и выложила туда то, что уже шила.
Деньги на старте
Стартового капитала как такового не было. Я не работала, а родители не верили в мою затею. Это был выпускной год и мне надо было писать диплом и готовиться к госам. Но у меня было 20 тысяч рублей, и я купила на них ткани. Поначалу я шила только юбки. Когда подзаработала, купила лекала и стала шить платья, пиджаки и кардиганы. Ткани сначала покупала отдельно для каждой клиентки, а теперь заказываю на оптовых складах. Со временем сменилось и оборудование. Это сделало пошив более быстрым и качественным.
Коммуникации
Название придумывать не пришлось. Еще со школы во всех соцсетях у меня был ник Botetti — производная от моей фамилии. Логотип купила в интернете. А когда мои юбки стали заказывать девушки из регионов, тут встал вопрос об упаковке — как отправить изделие так, чтобы упаковка доставляла покупательницам приятные эмоции. Тогда я стала заворачивать юбки в черную гладкую ткань и заказала пакеты из белой крафт-бумаги с моим логотипом. Позже появились ярлыки и бирки, на которых написан состав ткани, цена и размер изделия. Я считала важным придание всем изделиям и их оформлению единого стиля.
Клиенты
В основном покупательницы — мои ровесницы. Я шью такие же вещи, какие ношу сама. Мои модели меняются вместе со мной и c моими клиентками. Например, недавно я стала шить для них платья для беременных. Брюки не шью принципиально — изначально планировала, что буду шить женственную одежду. Часто клиентки сами подсказывают мне, что надо шить, что будет продаваться. Именно поэтому я думаю, что я не дизайнер — я просто утоляю потребность девушек носить красивую одежду.
Сезонность
В первый месяц я получала 1-2 заказа в неделю. Потом наступила весна, а в это время девушки меняют брюки на юбки. И тут посыпались заказы. В среднем сейчас я выполняю около 30 заказов в месяц. Средняя стоимость юбки — 5 тысяч рублей. Я заметила, что в солнечные дни заказов поступает больше. Наверное, так устроен женский характер — выглянуло солнце, поднялось настроение, захотелось подумать о гардеробе. К тому же, самая популярная модель называется «солнце».
Сложности
Я уже давно перестала успевать шить сама, поэтому наняла швею. Найти порядочную швею, которая бы не подводила, было сложно. Сменилось шесть девушек, и теперь я нашла надежную помощницу. Кроме того, довольно сложно общаться с клиентами и поставщиками тканей. Но я запасаюсь терпением, и все проходит гладко. Порой мне казалось, что ничего не получается, хотелось все бросить. Но мне было жалко оставить то, во что я вложила столько усилий.
Судьба
Мои юбки в некоторой мере определили мою судьбу. Брат одной из моих клиенток заехал за ее заказом, так мы познакомились. Через месяц он сделал мне предложение, а еще через месяц мы поженились. На моей свадьбе золовка и ее дочка были в моих платьях. А теперь муж помогает мне подбирать ткани.
Планы
Мои юбки — это дело, которое приносит мне удовольствие. Думаю, что не сильно далеко ушла от маркетинга и финансового менеджмента. Продвижение, концепция бренда, планирование расходов тоже требуют усилий. Планирую ли я искать работу в крупной компании? Нет. Предпочитаю заниматься тем, что приносит удовольствие.
[metaslider id=1818]
Советы для читателей
Если вы на что-то решились, никогда не откладывайте на потом. А иначе это уже никогда не случится. И не бойтесь, если вы чего-то не умеете до конца — по ходу научитесь.
Лиана Хапаева
Комментарии liana