Русудан Хизанишвили — художница-неоэкспрессионист, родилась в Нальчике, живет и работает в Грузии. Работы Русудан представлены в крупных европейских галереях, некоторые признаны государственным достоянием Грузии. Художница рассказала Папахе, как отдалилась от национальных мотивов и выработала свой художественный язык с метафорическими образами зверочеловека.
Русудан Хизанишвили

— Давай начнем с общего вопроса. Кто такой художник, что такое искусство и как ты в него пришла?

— Существуют разные обозначения художников, для меня их можно поделить на два лагеря: художники-акционисты и художники-рассказчики. Я, конечно же, отношу себя ко вторым, так как я фокусируюсь на своём видении мира. Я пропускаю глобальные проблемы через свою призму, понимаю, как он влияет на меня и пересказываю его, пользуясь своими инструментами.

— О чем ты рассказываешь?

— Всё вокруг замешано на правах человека, кажется, что сама человечность и уникальность каждого человека как личности, были затерты и абсолютно забыты. Все, что я делаю, всё всегда о человеке. О том, как он стремится выжить в созданном им самим же мире, как он меняется и старается разными методами защитить свое Я.

— На какие этапы ты могла бы разделить своё становление художником?
—  Я родилась во всё ещё Советском союзе, на Северном Кавказе. Когда мне было 13 лет, моя семья вернулась в Грузию, ставшую уже независимым государством. От столкновения русского и грузинского языков у меня в голове всё смешалось и, наверное, это и послужило причиной моей самоидентификации в искусстве, пришлось изобретать собственный универсальный язык.

Академию художеств я окончила как художник-постановщик кино, это дало мне абсолютно отличное от живописи понятие композиции. В кино я никогда не работала, но я получила довольно интересную возможность видеть картину покадрово, что теперь проявляется в тяге к серийности изображения.

После окончания академии я в течение 7-10 лет всё ещё ощущала себя в процессе обучения: умение рисовать, в принципе, ничего не даёт, но это необходимая составляющая творчества. Эти годы обучения дали мне возможность лавировать между тем, что есть и что должно быть.

В начале моего «пути»  все-таки присутствует очень много Грузии и восточноевропейского. Цвет, форма, образы — всё очень мило и прекрасно. Но все начало меняться, когда я начала много выезжать в различные резиденции и на симпозиумы, и обнаружила, что совершенно отдаляюсь от национальных мотивов. Какие-то личные переживания, поиск самоидентификации начали обретать немного агрессивную форму.


Становление языка началось в 2013 году, начали проявляться табуированные образы. Я начала рассказывать вслух о своих страхах и находить совпадения в другом мире, например в мире африканского племенного искусства. Тогда уже я начала получать беспокойные отзывы о моих образах, о так называемом бестиарии, ведь всё, что глубоко скрыто, пугает людей. И стало ясно, что я на правильном пути.


В 2017 году я начала работать над серией Transforming Device (Устройство Преобразования). В моих работах начали появляться мифические и метафорические образы зверочеловеков. Концепция заключается в создании новых существ, образов новой эволюции, как последствие приближающейся экологической катастрофы — выживет только сильнейший.

Это размышления о том, что даже если мы стоим в вершине эволюционной цепочки, мы все еще неотъемлемо связаны с нашими первородными инстинктами, постоянно лавируем на грани нашего первобытного состояния и цивилизованного. 

Одна из моих важнейших выставок на эту тему была открыта в 2018 году в Художественном Центре Марка Ротко в Латвии. Фактически до 2019 года все мои работы так или иначе созданы на эту тему.


То, что я делаю сейчас, можно облечь в одну фразу “There Is No Harmony Anymore” (гармонии больше нет). Концепция дисгармонии в мире полном агрессии. 

Я убеждена, что искусство не должно служить прекрасному. Может я поменяю свою точку зрения, но разрешу этому случиться самому, а не насильно. В то же время я изменила палитру и материал — если до того я работала исключительно в масле, которое диктует свои собственные классические законы письма, то сейчас я перешла на акрил и смешанную технику. 

Синтетический мир должен быть изображен синтетическими красками, как мне кажется. Пандемия 2020 года вернула нас в экзистенциальное состояние, когда мы все неожиданно оказались запертыми в собственных домах и в собственных телах.

Что-то новое, пока еще не облаченное в словесную форму, неожиданно вернуло меня к масляным краскам. Несколько выставок были отложены, и появилось неожиданное пространство для еще более глубокого самоизучения. Как художнику, мне очень многое дал этот выход из зоны комфорта, и на какое-то время это состояние будет присутствовать, как шлейф, в моих работах следующего периода.

— Ты сказала, что твой художественный язык в какой-то момент перешел в агрессивную форму и отделился от национальных мотивов. В чем основное противоречие с национальным искусством? 

— Появление агрессии скорее связано с моими личными переживаниями и желанием отделиться — обозначением своего места, пространства и так далее. Противоречие с национальными мотивами связано с тем, что образы моих грузинских персонажей были близки постсоветскому пространству, и это причисление к  «грузинскому», на самом деле, отдаляет от универсальности творчества. А всё, к чему я начала стремиться тогда — это глобальный и универсальный язык, чему национальность очень мешает.

— Как ты относишься к выставкам именно грузинского современного искусства, международным в том числе, стоит ли делить искусство по странам сейчас?

— Современное грузинское искусство очень интересное, оно более концептуальное, более политизированное, очень западноевропейское. Случилось так, что у этого поколения, до 30 лет, из-за возможностей получать образование в Европе, выезжать и существовать в прямой параллельности с международным современным миром искусства, гораздо больше превосходств, хотя порой возникает нехватка изобразительной стороны. Старшее поколение всецело думает и работает в уже устаревшей манере, а мое поколение оказалось где-то между. 

В том-то и дело, что сейчас дележ на страны совершенно неприемлем. В эпоху глобализации этого просто не должно существовать вовсе, либо существовать в ненавязчивой форме. Контекст должен считываться, но не должен быть навязанным.

— В 2015 году ты представила свои работы на Венецианской биеннале. Расскажи, что это был за опыт. 

— Да, я принимала участие с группой художников, где мы представляли интерактивную инсталляцию «Ползущая Граница» в павильоне Грузии. Это была политическая работа о событиях 2008 года, когда Грузия потеряла Абхазскую и Юго-Осетинскую автономии. 

— Что для тебя значит зритель и зачем он нужен художнику?

— Как мы можем наблюдать в истории искусства, всего лишь несколько художников работали фактически для себя. Они были достаточно сильными личностями и не нуждались в публике как таковой, вспомним, например, Филонова или же Луизу Буржуа, к которой призвание пришло в преклонном возрасте, или же Хильму Аф Клинт. Они просто делали то, что им было предназначено.

Сейчас все замешано на общемировом признании, и из наших современников не могу припомнить никого, кто отстранился бы от этого. 

— Ненадолго уйдем в вопросы о коммерческой части искусства. Какое у тебя отношение к этому? Ты ведь не рисуешь на заказ, а просто сотрудничаешь с галереями, так?

— Да, я практически не работаю на заказ, работаю с несколькими галереями. Были 4-5 случаев, когда я работала на людей, которые меня ни в чем не сковывали. А в прошлом году был заказ в новой гостинице у нас в Тбилиси, настенная роспись. 

— Какая была первая работа, которую у тебя приобрели? 

— Да, конечно, я помню мою первую проданную работу, в 2007 году на онлайн арт-платформе в Лондоне. Продана она была за 700 фунтов, и это были просто невероятные деньги!

— У тебя есть устоявшаяся схема по созданию работ или каждый раз появление идеи и процесс отличаются от предыдущего?

— Зависит от материала. С акрилом я подготавливаю по несколько бэкграундов слоями, коллажей и надписей, конструктивно выкладываю схему будущей работы. Вот с маслом сложнее, все равно требует своего. Ещё зависит от периода, на многих работах я густо заполняю холст, а на некоторых оставляю много белых пятен.

Мастерская Русудан

— Кажется, что в твоих работах есть своя система символов, которые повторяются (например, осьминоги, звезды), можешь объяснить их?

[metaslider id=”8803″]

— Да, есть такое.

Начнем с того, что я очень люблю японскую гравюру! Кальмары и осьминоги — это отсылки к ней. Серия так и называется — Underwater World/ Everything About Fisherman’s Wife (Подводный мир/Всё о жене Рыбака)

А вот звезды — это символ, скорее, кармического значения. У меня есть серия карт Таро. Дьявол, Звезда, Луна, Солнце, Любовники — мои самые любимые.

Когда я работаю над Таро, то я использую определенную символику, конкретно присутствующую в этой карте, а иногда случается так, что продолжение символов Таро переходит на какую-то другую работу.

На определенный промежуток времени накладываются какие-то определенные символы, иногда выскакивающие подсознательно, и иной раз я сама их вижу постфактум. 

[metaslider id=”8777″]

— Надо считывать символы или воспринимать картину как впечатление? Как ты задумываешь этот момент восприятия у зрителя?

— Символы важны для меня в процессе создания, но я стараюсь никогда не навязывать свой взгляд зрителю, пусть решает сам и видит то, что ему в этот момент видится. 

— У тебя есть работа «Лаокоон и сыновья», сразу приходит в голову скульптура, расскажи, пожалуйста, об этой работе и взаимодействии с классическим.

— Я часто использую религиозные и мифологические сюжеты в своих работах, мне нравится сакральность той или иной истории. Я веду что-то вроде диалога с автором работы, уже созданной ранее. Лаокоон пришелся на мой период зверочеловеков, которые имеют тело человека, но животный окрас — такое единение с природой и трансформация из классики в наив.

— Остановимся подробнее еще на паре твоих работ.

— Making A Perfect Body, (создание идеального тела) при помощи набора частей, как некое стремление к идеалу, к тому образу, которого от нас ожидает общество.

— Эта работа из такой феминистической серии, определение места женщины в нашем патриархальном обществе. Всё из того, что я изображаю, более или менее затрагивает этот актуальный вопрос.

— Что могло бы быть саундтреком для твоей выставки?

— Зависит от периода, но Dead Can Dance созвучно.

Дополнительные источники

https://www.artsy.net/artist/rusudan-khizanishvili/works-for-sale
http://rusudan-khizanishvili.com/

Женя Гаврилова 

xosotin chelseathông tin chuyển nhượngcâu lạc bộ bóng đá arsenalbóng đá atalantabundesligacầu thủ haalandUEFAevertonfutebol ao vivofutemaxmulticanaisonbetbóng đá world cupbóng đá inter milantin juventusbenzemala ligaclb leicester cityMUman citymessi lionelsalahnapolineymarpsgronaldoserie atottenhamvalenciaAS ROMALeverkusenac milanmbappenapolinewcastleaston villaliverpoolfa cupreal madridpremier leagueAjaxbao bong da247EPLbarcelonabournemouthaff cupasean footballbên lề sân cỏbáo bóng đá mớibóng đá cúp thế giớitin bóng đá ViệtUEFAbáo bóng đá việt namHuyền thoại bóng đágiải ngoại hạng anhSeagametap chi bong da the gioitin bong da lutrận đấu hôm nayviệt nam bóng đátin nong bong daBóng đá nữthể thao 7m24h bóng đábóng đá hôm naythe thao ngoai hang anhtin nhanh bóng đáphòng thay đồ bóng đábóng đá phủikèo nhà cái onbetbóng đá lu 2thông tin phòng thay đồthe thao vuaapp đánh lô đềdudoanxosoxổ số giải đặc biệthôm nay xổ sốkèo đẹp hôm nayketquaxosokq xskqxsmnsoi cầu ba miềnsoi cau thong kesxkt hôm naythế giới xổ sốxổ số 24hxo.soxoso3mienxo so ba mienxoso dac bietxosodientoanxổ số dự đoánvé số chiều xổxoso ket quaxosokienthietxoso kq hôm nayxoso ktxổ số megaxổ số mới nhất hôm nayxoso truc tiepxoso ViệtSX3MIENxs dự đoánxs mien bac hom nayxs miên namxsmientrungxsmn thu 7con số may mắn hôm nayKQXS 3 miền Bắc Trung Nam Nhanhdự đoán xổ số 3 miềndò vé sốdu doan xo so hom nayket qua xo xoket qua xo so.vntrúng thưởng xo sokq xoso trực tiếpket qua xskqxs 247số miền nams0x0 mienbacxosobamien hôm naysố đẹp hôm naysố đẹp trực tuyếnnuôi số đẹpxo so hom quaxoso ketquaxstruc tiep hom nayxổ số kiến thiết trực tiếpxổ số kq hôm nayso xo kq trực tuyenkết quả xổ số miền bắc trực tiếpxo so miền namxổ số miền nam trực tiếptrực tiếp xổ số hôm nayket wa xsKQ XOSOxoso onlinexo so truc tiep hom nayxsttso mien bac trong ngàyKQXS3Msố so mien bacdu doan xo so onlinedu doan cau loxổ số kenokqxs vnKQXOSOKQXS hôm naytrực tiếp kết quả xổ số ba miềncap lo dep nhat hom naysoi cầu chuẩn hôm nayso ket qua xo soXem kết quả xổ số nhanh nhấtSX3MIENXSMB chủ nhậtKQXSMNkết quả mở giải trực tuyếnGiờ vàng chốt số OnlineĐánh Đề Con Gìdò số miền namdò vé số hôm nayso mo so debach thủ lô đẹp nhất hôm naycầu đề hôm naykết quả xổ số kiến thiết toàn quốccau dep 88xsmb rong bach kimket qua xs 2023dự đoán xổ số hàng ngàyBạch thủ đề miền BắcSoi Cầu MB thần tàisoi cau vip 247soi cầu tốtsoi cầu miễn phísoi cau mb vipxsmb hom nayxs vietlottxsmn hôm naycầu lô đẹpthống kê lô kép xổ số miền Bắcquay thử xsmnxổ số thần tàiQuay thử XSMTxổ số chiều nayxo so mien nam hom nayweb đánh lô đề trực tuyến uy tínKQXS hôm nayxsmb ngày hôm nayXSMT chủ nhậtxổ số Power 6/55KQXS A trúng roycao thủ chốt sốbảng xổ số đặc biệtsoi cầu 247 vipsoi cầu wap 666Soi cầu miễn phí 888 VIPSoi Cau Chuan MBđộc thủ desố miền bắcthần tài cho sốKết quả xổ số thần tàiXem trực tiếp xổ sốXIN SỐ THẦN TÀI THỔ ĐỊACầu lô số đẹplô đẹp vip 24hsoi cầu miễn phí 888xổ số kiến thiết chiều nayXSMN thứ 7 hàng tuầnKết quả Xổ số Hồ Chí Minhnhà cái xổ số Việt NamXổ Số Đại PhátXổ số mới nhất Hôm Nayso xo mb hom nayxxmb88quay thu mbXo so Minh ChinhXS Minh Ngọc trực tiếp hôm nayXSMN 88XSTDxs than taixổ số UY TIN NHẤTxs vietlott 88SOI CẦU SIÊU CHUẨNSoiCauVietlô đẹp hôm nay vipket qua so xo hom naykqxsmb 30 ngàydự đoán xổ số 3 miềnSoi cầu 3 càng chuẩn xácbạch thủ lônuoi lo chuanbắt lô chuẩn theo ngàykq xo-solô 3 càngnuôi lô đề siêu vipcầu Lô Xiên XSMBđề về bao nhiêuSoi cầu x3xổ số kiến thiết ngày hôm nayquay thử xsmttruc tiep kết quả sxmntrực tiếp miền bắckết quả xổ số chấm vnbảng xs đặc biệt năm 2023soi cau xsmbxổ số hà nội hôm naysxmtxsmt hôm nayxs truc tiep mbketqua xo so onlinekqxs onlinexo số hôm nayXS3MTin xs hôm nayxsmn thu2XSMN hom nayxổ số miền bắc trực tiếp hôm naySO XOxsmbsxmn hôm nay188betlink188 xo sosoi cầu vip 88lô tô việtsoi lô việtXS247xs ba miềnchốt lô đẹp nhất hôm naychốt số xsmbCHƠI LÔ TÔsoi cau mn hom naychốt lô chuẩndu doan sxmtdự đoán xổ số onlinerồng bạch kim chốt 3 càng miễn phí hôm naythống kê lô gan miền bắcdàn đề lôCầu Kèo Đặc Biệtchốt cầu may mắnkết quả xổ số miền bắc hômSoi cầu vàng 777thẻ bài onlinedu doan mn 888soi cầu miền nam vipsoi cầu mt vipdàn de hôm nay7 cao thủ chốt sốsoi cau mien phi 7777 cao thủ chốt số nức tiếng3 càng miền bắcrồng bạch kim 777dàn de bất bạion newsddxsmn188betw88w88789bettf88sin88suvipsunwintf88five8812betsv88vn88Top 10 nhà cái uy tínsky88iwinlucky88nhacaisin88oxbetm88vn88w88789betiwinf8betrio66rio66lucky88oxbetvn88188bet789betMay-88five88one88sin88bk88xbetoxbetMU88188BETSV88RIO66ONBET88188betM88M88SV88Jun-68Jun-88one88iwinv9betw388OXBETw388w388onbetonbetonbetonbet88onbet88onbet88onbet88onbetonbetonbetonbetqh88mu88Nhà cái uy tínpog79vp777vp777vipbetvipbetuk88uk88typhu88typhu88tk88tk88sm66sm66me88me888live8live8livesm66me88win798livesm66me88win79pog79pog79vp777vp777uk88uk88tk88tk88luck8luck8kingbet86kingbet86k188k188hr99hr99123b8xbetvnvipbetsv66zbettaisunwin-vntyphu88vn138vwinvwinvi68ee881xbetrio66zbetvn138i9betvipfi88clubcf68onbet88ee88typhu88onbetonbetkhuyenmai12bet-moblie12betmoblietaimienphi247vi68clupcf68clupvipbeti9betqh88onb123onbefsoi cầunổ hũbắn cáđá gàđá gàgame bàicasinosoi cầuxóc đĩagame bàigiải mã giấc mơbầu cuaslot gamecasinonổ hủdàn đềBắn cácasinodàn đềnổ hũtài xỉuslot gamecasinobắn cáđá gàgame bàithể thaogame bàisoi cầukqsssoi cầucờ tướngbắn cágame bàixóc đĩaAG百家乐AG百家乐AG真人AG真人爱游戏华体会华体会im体育kok体育开云体育开云体育开云体育乐鱼体育乐鱼体育欧宝体育ob体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育亚博体育开云体育开云体育棋牌棋牌沙巴体育买球平台新葡京娱乐开云体育mu88qh88