На территории Карачаево-Черкесии протекают 172 реки. Самые большие из них каждый год становятся точкой назначения для водных туристов, которые сплавляются по рекам на рафтах и спортивных катамаранах. Турист-водник Сергей Юшинский рассказал Папахе о том, что такое сплав на бурной воде и как правильно провести летний отпуск в КЧР.
Сергей Юшинский
Начало
Я из спортивной семьи. Мой первый полноценный поход состоялся, когда мне было четыре года. В семь лет я начал осваивать технику гребли на катамаране. Тогда мы с родителями ездили в Карелию — реки там спокойные и больше подходят для новичков и детских походов. Лет до 14 я ходил только по рекам Карелии и Алтая. А потом стал ходить в Саяны. Сейчас я работаю специалистом по работе с федеральными органами власти, а каждый отпуск провожу в горах: зимой катаюсь на лыжах, летом сплавляюсь по рекам. В профессиональных кругах это называется водным туризмом, сплавом или даже слаломом на бурной воде. А мы с друзьями привыкли называть этот спорт покатушками или просто походом. Наша команда — это в основном туристы-водники во втором поколении. Сейчас мы ездим с компанией, костяк которой составляют 6-8 человек, плюс друзья, которые когда-то ходили в походы или хотят попробовать. Беру с собой и семью. С прошлого года стал приучать к воде и своих детей. Им шесть и девять лет.
А на Кавказ мы попали в 2007 году спонтанно — у нас сорвалась весенняя поездка, и мы вчетвером примкнули к компании, которая ехала в Карачаево-Черкесию. Нам там понравилось. И с тех пор понеслось.
![](http://s015.radikal.ru/i331/1511/fd/4584fb42a8a9.jpg)
Почему Кавказ
Карачаево-Черкесия — популярный среди водников регион, но 95% туристов ездят туда весной. Местные реки рассматриваются как тренировочный плацдарм перед серьезными походами в Сибирь. Туда ходят группы, которые уже побывали в Карелии и решили попробовать чего-то покруче. Но нам на реках Кавказа весной было не интересно — в этот сезон там мало воды, так как питание рек исключительно ледниковое. Даже в мае ледники не приносят столько воды, чтобы реки начали интенсивно работать. Если сутки нет дождей, сплав превращается в слалом между камнями. И мы решили попробовать съездить туда во время летних паводков. И это то, что надо. Оказалось, что Кавказ — недооценённый регион России, где за один день можно полноценно на разгруженных катамаранах проходить мощные и интересные участки длинной 30-50 км. В Сибири, к примеру, средняя протяженность реки — 100-150 км, и все вещи надо везти с собой на катамаране, потому что дорожная сеть охватывает не все реки. Там не всегда есть возможность поставить базовый лагерь и из него ездить по интересным участкам. Все надо брать с собой, а это уже экспедиционный сплав, который растягивается на несколько недель, потому что надо каждый день ставить новый лагерь, просматривать реки и обносить препятствия. На Кавказе такого нет. Реки короткие, и можно перемещаться из одной долины в другую на машине, не тратя время на погрузку-разгрузку судов.
![](http://s005.radikal.ru/i209/1511/a7/7bae384ac9cd.jpg)
Кроме того, водный туризм в Карачаево-Черкесии довольно бюджетный. Там очень приятное соотношение цены и качества удовольствия, которое получаешь от сплава. Двухнедельное путешествие по КЧР обходится примерно в 25 тысяч рублей. До Кавказа можно быстро добраться на поезде. На Алтае, например, приходится платить за самолет, чтобы не трястись 3-4 дня в вагоне, а автомобильные заброски от вокзала очень длинные и дорогие. А еще собрать компанию для поездки на Кавказ намного проще, потому что там есть реки для разных уровней подготовки.
![](http://s42.radikal.ru/i097/1511/22/b59ed2de6149.jpg)
Схема путешествия
Мы сплавляемся по рекам на спортивных катамаранах. Это сборная конструкция, которая компактно упаковывается. Она состоит из двухметровой рамы, похожей на лыжный чехол, и рюкзака с баллонами. Катамараны бывают разного объема и вместимости, но по Кавказу мы ходим двойками и четверками. Мы перевозим все в плацкарте, а на месте нас встречает машина.
![](http://s40.radikal.ru/i089/1511/b4/fe3bd3680636.jpg)
С машиной было интересно. В первый раз мы просто взяли маршрутное такси из Армавира, снятое с маршрута. В следующий раз мы попросили знакомых найти нам машину, а они в силу национального колорита и особенностей ведения бизнеса пригнали нам водителя на большом Форд Транзит без верхнего багажника. Катамараны объемные, а собирать их после каждой реки невозможно, это занимает 2-2,5 часа. Поэтому была нужна машина с верхним багажником. К тому же, водитель оказался ненадежным. А к следующей поездке мы познакомились с Казимиром — с местным водителем, у которого есть подходящий автомобиль и который понимает, что нам нужно, и хорошо знает, куда мы едем. Казимир живет в Теберде и занимается трансфером по всей КЧР. Он один из немногих водителей, которые завозят людей в труднодоступные места — от храмов до водопадов и горных озер. У него есть полноприводная газель, которая проходит везде, где нам нужно. С Казимиром мы заезжали под ледники Аксаута и на высоченные хребты, открывали новые реки. Дружим с ним уже пять лет.
![](http://s001.radikal.ru/i195/1511/95/e87486970616.jpg)
Казимир привозит нас на определенную реку, мы ставим базовый лагерь, откуда едем на самый интересный для сплава участок, и катаемся несколько дней. Потом едем на следующую реку. Благодаря такой схеме мы объездили всю Карачаево-Черкесию с Запада на Восток и обратно. Не сплавлялись только по Марухе и Теберде. Казимир обеспечивает наш трансфер и безопасность. Он иногда помогает со страховкой: у нас были ситуации, когда он догонял на машине плывущего по реке человека или аварийный катамаран. Это форс-мажор, но такое случается.
Реки
В водном туризме есть разные классификации сложности рек. Мы по привычке пользуемся старой советской, в которой шесть категорий. Для наглядности: если не брать во внимание локальные пороги, то в Карелии — реки до третьей категорий сложности, на Кавказе — второй-четвертой. На Алтае — от третьей до шестой категории сложности. Я видел реки до пятой категории. Шестая — это теоретически проходимое препятствие, но скорее всего чреватое летальными последствиями. Из самых популярных рек в КЧР наиболее сложные — Большая Лаба и бассейн Кубани: Учкулан, Уллу-Кам и Узункол. Узункол — это река со сложным каскадом в нижнем течении, прохождение которого недалеко от самоубийства. Уллу-Кам мы пытались пройти, там безумно красивые рельефы, водопады, сосновые леса и голубая вода. Но нам помешали завалы в каньонах.
Вода в КЧР всегда холодная, и даже в теплое время года нужно иметь неопреновый костюм. Летом особенно чувствуется контраст — температура на берегу поднимается до 35 градусов, а в воде не превышает 10 градусов. В наш минимальный набор сплавного снаряжения, помимо гидрокостюма, входит надувной спасательный жилет, каска, драй-топ (куртка и штаны от воды) и иногда защита на колени, локти и копчик от ушибов и растяжений.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15551/48382243.f/0_e3fba_ac0d2d55_orig.jpg)
Бывают форс-мажоры. Самая серьезная ситуация у нас была на Большой Лабе. Мы шли двумя экипажами — двухместный катамаран и четырехместный. Четверка должна была страховать двойку и шла впереди. В самом неожиданном месте она перевернулась, и на ключевом отрезке мы на двойке остались без страховки и с аварийным катамараном впереди. Одна девушка оказалась метрах в пяти от судна. Она проплыла более полукилометра. Потом мы ее догнали и доставили до берега, куда уже примчался Казимир.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/48382243.f/0_e3fc1_54482c35_orig.jpg)
Иногда катамараны переворачиваются. Это зависит от множества факторов — от личных и командных навыков и физической подготовки до банального везения. У нас относительно новые суда, которые иногда прощают ошибки экипажа, но не все. Обидно было, когда мы в первый же день насадили новый катамаран на арматуру ниже Архыза. Нас выручил местный рафтер Керам, который катает по Зеленчуку коммерческих туристов. У него был старый катамаран нашей конструкции. Мы забрали у него внутреннюю камеру, вставили в наш баллон и так ездили по КЧР две недели. Потом Керам еще не раз нас выручал.
![](http://s019.radikal.ru/i644/1511/71/861e7d72058e.jpg)
Лагерь
Чаще всего мы стоим в красивых удобных местах подальше от дорог. Стараемся не мозолить глаза местным жителям. Обычно никого не бывает рядом. Только в прошлом году у нас был инцидент с туристами из Ставропольского края. Их музыка не давала нам спать, и у нас случилась небольшая перепалка. «Что вы, москвичи, забыли в наших горах», — это особенно разозлило нашего водителя Казимира. Но в целом мы всегда проводим время очень спокойно. Правда порой в лагерь заходят шакалы. Но Казимир еще и охотник, он дает нам инструкции. А иногда заходят и дикие лошади. Это особенно радует женскую половину команды. Мы очень любим стоять над Хурзуком. Там плотный газон в можжевеловой роще.
Что касается питания в лагере, то мы по старой привычке планируем рацион четко по граммам на человека. После первого путешествия в Карачаево-Черкесию, мы привезли половину продуктов обратно в Москву. Хычины, баранина, — постоянно есть искушения, от которых невозможно отказаться. Зачем готовить суп, когда можно пойти купить на всех хычинов? Съел хычин и еще полдня есть не хочется. Стараемся питаться привычно, но получается с трудом.
Местные жители
С местными жителями у нас теплейшие дружеские отношения. Мы путешествуем по принципу «будь как дома и не забывай, что ты в гостях». Ведем себя аккуратно со всеми, и к нам так же относятся.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4813/48382243.9/0_dcab1_8efb09d2_orig.jpg)
Я бывал в гостях у местных. Зимой поехал один в Домбай. Казимир пригласил пожить у себя. В ту поездку я открыл для себя то самое феерическое кавказское гостеприимство. Мне оказывали очень много внимания, а Казимир не позволил мне ни за что заплатить. Порой это даже ставило в неловкую ситуацию.
Меня постоянно посещает мысль уехать из Москвы и жить в таком месте, где можно жить своими увлечениями и работать в этой сфере. Но пока что это невозможно. Посмотрим, как все сложится дальше.
Лиана Хапаева
Комментарии liana